logo
шпоры на гос

5. Спряже́ние

— изменение глаголов по видам, наклонениям, временам, числам, лицам и родам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Спряжение как глагольное словоизменение в парадигматике языка противопоставляется системе склонения. Формы спряжения могут быть синтетическими и аналитическими.

Некоторые учёные определяют спряжение как совокупность всех глагольных форм, в том числе именных.

В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение.

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределенной форме. (В. В. Бабайцева)

К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, почить, зиждиться, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят. К ним относятся:

глаголы, имеющие в начальной форме окончания на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),

некоторые глаголы на -еть: блестеть, болеть (о части тела), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пердеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них)

некоторые глаголы на -ать: бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, дребезжать, дышать, держать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);

некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Несколько глаголов имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть (и производные от них, то есть, создать, съесть и пр.)

Некоторые глаголы имеют часть форм от первого спряжения, а часть от второго: бежать, хотеть. Или имеют формы на выбор чтить - чтут / чтят, также сыпать - сыплют / сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других. В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению.

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению:

Е д и н с т в е н н о е   ч и с л о.

М н о ж е с т в е н н о е   ч и с л о.

я хочу ты хочешь он хочет

бегу бежишь бежит

мы хотим вы хотите они хотят

бежим бежите бегут

 Особо спрягаются глаголы есть и дать:

я ем ты ешь он ест

дам дашь даст

мы едим вы едите они едят

дадим дадите дадут

 Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п. П р и м е ч а н и е.  В древнерусском языке спрягался по-особому также вспомогательный глагол быть:

я есмь ты еси он есть

мы есмы вы есте они суть

 В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и, реже, суть.

6 Понятие осложнения предложения. Осложнение предложения однородными членами.

Осложненное предложение обычно определяется путем перечисления традиционно выделяемых элементов в составе простого осложненного предложения: 1) обособленные обороты; 2) одно- родные члены предложения; 3) вводные конструкции; 4) слова- обращения; 5) междометия. Открытым остается вопрос, почему конструкции с этими элементами охватываются понятием осложненного предложения. Каким признаком характеризуются осложненные предложения?

Учебная литература испытывает определенные трудности при описании простого осложненного предложения. Так, Н. С. Валгина описывает разновидности осложненных предложений без объединения их общим понятием осложнения и без использования самого термина1. В учебном пособии И. П. Распопова и А. М. Ломова осложненные предложения оказываются в кругу особых явлений в синтаксисе простого предложения наряду с неполными предложениями, парцеллированными конструкциями2. В учебном пособии П. А. Леканта одни традиционно выделяемые осложняющие компоненты рассматриваются в качестве приемов усложнения членов предложения (обособленные и однородные члены предложения), другие конструкции (обращение, вводные компоненты) описываются в разделе «Реализация предложения в речи», где они стоят в одном ряду с неполнотой и актуальным членением пред- ложения3.

В научной литературе проблема осложнения простого предложения не пользуется большим вниманием. Основные усилия синтаксистов традиционно были направлены на изучение предикативной основы предложения, на выявление моделей или схем… И т.д.

Однородными называются такие члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении, относятся к одному и тому же члену предложения, связаны друг с другом бессоюзной или союзной, сочинительной, связью и произносятся с интонацией перечисления. При отсутствии союзов или при их повторении однородные члены связываются также соединительными паузами.

Все члены предложения, как главные, так и второстепенные, могут быть однородными. Они обычно выражаются словами одной части речи, т.е. являются морфологически однородными, но могут быть выражены также словами разных частей речи, т.е. быть морфологически разнородными, например: 1. Воздух был редок, неподвижен, звучен (Л. Т.); 2. Пушкин изумительно, с блестящим юмором изложил: мудрые сказки русского народа (М.Г.)

Однородные члены быть нераспространенными и распространенными. Например, в следующем предложении Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья, человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке: (Н. Заболоцкий) распространенными являются однородные дополнения.

Однородные члены предложения нужно отличать от следующих случаев внешнего сходства:

1) когда повторяются одни и те же слова с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле (П.); Вот темный, темный сад (Н.);

2) в цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад; ни то ни се; ни дать ни взять; ни взад ни вперед и т.п.;

3. при сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли одного сказуемого, например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот и т.п.

Однородные определения связаны каждое непосредственно с определяемым словом и находятся в одинаковых отношениях к нему. Между собой однородные определения связаны сочинительными союзами и перечислительной интонацией или только интонацией перечисления и соединительными паузами.

Однородные определения употребляются в двух случаях: а) для обозначения отличительных признаков разных предметов, б) для обозначения различных признаков одного и того же предмета. В первом случае перечисляются разновидности предметов одного и того же рода, например: Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам

7/ Способы развития значения слова: метафора, метонимия, сужение и расширение значения слова, компрессия.

МЕТАФОРА (греч. «перенос»), троп или фигура речи, состоящая в употреблении слова, обозначающего некоторый класс объектов (предметов, лиц, явлений, действий или признаков), для обозначения другого, сходного с данным, класса объектов или единичного объекта; напр.: волк, дуб и дубина, змея, лев, тряпка и т.п. в применении к человеку; острый, тупой – о свойствах человеческого ума и т.п. В расширительном смысле термин «метафора» относят также к другим видам переносного значения слова.

Метафора – один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений. Она выполняет когнитивную, номинативную, художественную и смыслообразующую функции.

В создании метафоры участвуют четыре компонента: две категории объектов и свойства каждой из них. Метафора отбирает признаки одного класса объектов и прилагает их к другому классу или индивиду – актуальному субъекту метафоры. Когда человека называют лисой, ему приписывают признак хитрости, характерный для этого класса животных, и умение заметать за собой следы. Метони́мия - от др.-греч. μετονυμία — «переименование», от μετά — «над» и ὄνομα/ὄνυμα — «имя») — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора — «по сходству». Частным случаем метонимии является синекдоха.

Пример: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны (часть заменяет целое, лат. pars pro toto). Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Таким образом метонимия по существу отличается от метафоры, с одной стороны, большей реальной взаимосвязью замещающих членов, а с другой — большей ограничительностью, устранением тех черт, которые не заметны в данном явлении непосредственно. Как и метафора, метонимия присуща языку вообще (ср., например, слово «проводка», значение которого метонимически распространено с действия на его результат), но особенное значение имеет в художественно-литературном творчестве.

Виды метонимии

общеязыковая

общепоэтическая

общегазетная

индивидуально-авторская

Компрессия в широком смысле рассматривается нами в общеметодологическом плане и характеризуется как одна из главных тенденций в функционировании языка, действующая по всей сфере функционирования, но проявляющаяся по-разному, более или менее интенсивно, по различным конкретно-коммуникативным сферам, соответствием которых в языке являются функциональные стили. Такое понимание функциональной сути компрессии положено в основу нашего исследования.

Компрессия же в узком смысле - это набор тех конкретных средств, которые служат целям реализации компрессии в широком смысле на всех языковых уровнях.

Сужение значения. Уменьшение семантического объема понятия в процессе исторического развития или в контексте речевого употребления: готовить - готовить кушанья, институт в значении учебного заведения, а не учреждения вообще.

Увеличение семантического объема слова в процессе исторического развития. Чаще всего расширение значения происходит в результате переноса названия по функции, выполняемой двумя предметами. Перо (гусиное) — перо (орудие для письма чернилами). Дворник (человек, убирающий двор)— дворник (стеклоочиститель у автомобиля). Стрелять (выпускать стрелы из лука) — стрелять (производить выстрелы).