Выводы по главе I
Включение в научную парадигму лингвистических исследований в современном языкознании пользователей языка привело к тому, что антропоцентрический фактор стал центральным, определяющим при изучении различных аспектов языковедческой науки. Вполне вероятно, что указанное явление явилось одной из причин возникновения новой лингвистической единицы – дискурса, учитывающей помимо лингвистических экстралингвистические, прагматические, социокультурные, психологические и другие факторы.
Как и всякое новое явление, теория дискурса претерпела в своем развитии несколько направлений, что обусловило многозначность названного термина. Анализ употребления данного термина, начиная с его первоначального появления в работе З. Харриса «Discourse Analysis», позволил выделить четыре основных класса его использования: 1) собственно лингвистическое, где дискурс мыслится как речь, вписанная в коммуникативную ситуацию, 2) дискурс, используемый в публицистике, восходящий к французским структуралистам, 3) дискурс, используемый в формальной лингвистике, и 4) дискурс как вид речевой коммуникации, как единица общения.
Дискурс в непосредственно лингвистическом использовании определяется как языковая единица не адекватная, не синонимичная тексту, а значительно более широкая, стоящая уровнем выше и включающая в себя экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата). Речевое общение репрезентируется диалогическим дискурсом.
Речевая деятельность помимо дискурсивного анализа является также объектом изучения конверсационного анализа и анализа диалога. Если первоначально под конверсационным анализом понималось эмпирическое исследование языковых текстов, воспроизводимых в естественных коммуникативных ситуациях, то впоследствии этот термин был применен при исследовании всех сфер языковой коммуникации, как только она продуцировалась в фактических социальных интеракциональных ситуациях. Различия в теории дискурсивного и конверсационного анализа определяются задачами и целями их исследования. В качестве основных задач исследования в конверсационном анализе рассматриваются попытки идентификации формальных, рекуррентных правил, технологии организации беседы и механизмов коммуникации. При этом не берутся во внимание и не объясняются психологические и личностные явления языковых феноменов. При анализе дискурса учитывается стратегия и интенция говорящих и соответствующее им продуцирование отдельных дискурсивных типов. Отличительным признаком дискурсивного анализа является также исследование ментальных процессов, игнорируемых в конверсационном анализе.
Изучение диалога, являющееся первоначальной формой исследования речевого взаимодействия, в современной лингвистике представляет собой составную часть конверсационного анализа и анализа диалогического дискурса. Небезинтересным представляется изучение речевого взаимодействия с применением дискурсивного, конверсационного и диалогического инструментария. Такой геторогенный анализ, на наш взгляд, позволит наиболее полно выявить особенности речевого общения, опосредованного в дискурсе. Установка на максимально широкий учет когнитивных и коммуникативных факторов позволяет использовать широкий диапазон исследовательских методов. Это и когнитивно-функциональный метод, включающий в себя анализ на уровне поверхностной и глубинной семантики, контекстологический анализ, и методы коммуникативного анализа, учитывающие интенции адресанта и адресата, и методы когнитивно-прагматической интерпретации, описательный метод, метод классификации и метод моделирования. Используя названные методы, попытаемся охарактеризовать дискурс как лингвистический феномен.
- Дискурс
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Общие вопросы дефиниции и методов исследования единиц речевого взаимодействия
- Анализ дискурса, конверсационный анализ, анализ диалога
- 1.2 История изучения речевого взаимодействия
- 1.3. Методологические основы исследования речевого взаимодействия
- Выводы по главе I
- Глава II. Дискурс как объект лингвистического исследования
- 2.1. Знаковый характер дискурса
- Семиотическая модель ч. Морриса
- Прагматические составляющие речевого общения
- 2.2. Универсальные черты дискурса
- 2.3. Принципы построения дискурсивных образований
- 2.4. Типология дискурса и виды речевого общения
- Информационное общение
- Кодовая модель коммуникации
- 2.5. Структурные компоненты, уровни дискурса.
- Составляющие коммуникативного акта
- Единицы письменного и устного дискурса
- 2.6. Структурно-семантические, грамматические связи в дискурсе
- 2.7. Тематическая организация дискурса
- Я купила «Войну и мир» - я купила не «Войну и мир», а рассказы л. Толстого (Пример а.С. Горлиной).
- Выводы по главе II
- Глава 3. Конверсационно-аналитическая и дискурсивная характеристика иллокутивных типов речевого взаимодействия
- 3.1 Дискурсивные фазы и их структурирование
- Модель коммуникации в. Франке
- Структура диалога-совета
- Структура диалога по теме: «Обсуждение распорядка рабочего дня»
- Структура аутентичных диалогов
- 3. 2 Аргументативный дискурс.
- 3.2.1. «Убеждение» как речевая стратегия аргументативного дискурса
- 3.2.2. «Утверждение» как речевая тактика аргументативного дискурса
- 3.2.3. «Предложение» и «совет» как речевые тактики аргументативного дискурса
- 3.2.4. «Предупреждение» и «угроза» как речевые тактики аргументативного дискурса
- 3.2.5. «Просьба» и «требование» как речевые тактики аргументативного дискурса
- 3.3. Информационный дискурс
- 3.3.1. «Утверждение» как речевая тактика информационного дискурса
- 3.3.2. «Вопрос» как речевая тактика информационного дискурса
- 3.4. Экспрессивная коммуникация
- 3.5. Социально-ритуальная коммуникация.
- 3.5.1. Структивы в дискурсе
- 3.5.1.1. Роль структивов в тематической организации дискурса
- 3.5.1.2. Роль структивов в интенциональной организации дискурса
- 3.5.1.3. Роль структивов в членении дискурса и речевых вкладов
- 3.5.1.4. Роль структивов в обеспечении рефлексии
- Выводы по главе III
- Глава 4. Психологические, этнические и ментальные факторы в дискурсе
- 4.1. Дискурсивные характеристики личности
- 4. 2. Этнические особенности дискурсивных типов
- Национальные структурные типы дискурсов
- 4. 3. Ментальность как один из аспектов дискурсивной рефлексии
- Выводы по главе IV
- Заключение
- Список использованной научной литературы
- Список словарей
- Список цитируемых источников фактического материала