logo
прагматика и медиа дискурс / григорьева

Составляющие коммуникативного акта

коммуникативная компетенция

коммуникативный опыт

коммуникативная цель

(коммуникативная перспектива)

коммуникативные намерения

(коммуникативные задачи)

коммуникативная интенция

коммуникативная стратегия

коммуникативная тактика

Схема 6. Составляющие коммуникативного акта

В пособии приводится рабочее описание этой схемы: используя коммуникативную компетенцию, говорящий ставит перед собой коммуникативную цель (определяя или не определяя коммуникативную перспективу) и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывает коммуникативную стратегию, которая преобразуется (или не преобразуется) в коммуникативную тактику как совокупность коммуникативных намерений (коммуникативных задач), пополняя коммуникативный опыт говорящего [см.: Клюев 1998: 12].

В нашем исследовании активно используются термины коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика. Под коммуникативной стратегией будем иметь в виду общее, более «глобальное» направление и тенденцию развития ситуации. Под коммуникативной тактикой понимается более «узкая» последовательность речевых действий коммуниканта, реализуемая в виде отдельных поэтапных коммуникативных «шагов» в рамках осуществления заданной интенции.

Единицы письменного и устного дискурса в зависимости от соответствующего уровня анализа представлены в таблице В.Б. Кашкина [Кашкин 2005: 373]. См. схему 7:

Схема 7