Глава IV строение человеческой речи элементы и композиции
Лейбниц и Аристотель о синтезе и синтемах. Аддитивные комплексы и гештальты. Конструктивный ряд: фонема, слово, простое предложение, сложное предложение.
В начале «Монадологии» Лейбница, небольшого сочинения, которое великий метафизик составил ad usum principis Eugenii1, содержится следующее утверждение: «Et il faut qu'il ait des substances simples, puisqu'il у a des composes; car le compose n'est autre chose qu'un amas ou aggregatum des simples 'Должны существовать простые элементы, поскольку существуют комплексы: ведь комплекс есть не что иное, как совокупность, или агрегат, простых элементов'». В противоречии (действительном или только кажущемся) с этой ключевой формальной идеей Лейбница находится понятие синтеза, занимавшее важнейшее место еще в концепции Аристотеля (в его теории суждений). Этим понятием позднее пользовались Кант, Гегель и Кассирер; со своей стороны и Вундт немало усилий приложил к исследованию того, что он определял как «творческий синтез».
В сознании наших современников эта старая проблема также существует, хотя и под другими названиями: если, например, психолог выступает в защиту «единого представления», «целостного восприятия» и т.п., то он тем самым отвергает принцип «совокупности, или агрегата», принцип «атомистов». Языковые явления до сих пор еще не были объектом специального изучения гештальтпсихологии, тем не менее к ним часто апеллируют для доказательства ряда важнейших положений. Действительно, наиболее очевидным для каждого примером агрегата kat' exochen являются конструкции с союзом «и» (сочинительные комплексы); с другой стороны, столь же убедительным примером феномена, для анализа которого концепция Лейбница не является вполне удачной, обычно служит предложение естественного языка; совершенно очевидно, что предложение есть нечто большее и нечто иное, чем совокупность слов. Четкое противопоставление «целостной идеи (гештальта)» и «простого соположения (сочинительного комплекса)» было проведено в рамках школы Мейнонга; так, в указанном смысле оно было использовано, в частности, в 1904 г. Р.Амезедером2. Отличие предложения от простой совокупности слов не надо было при этом формулировать и описывать заново, поскольку, с тех пор как с помощью примеров типа S есть P (предложения из Onoma и Rhema в аристотелевской терминологии) был показан синтез суждений, это отличие никогда всерьез не подвергалось сомнению.
Мы не собираемся вдаваться в проблему «субстанции», чтобы защитить тезисы монадологии или, напротив, отдать предпочтение сторонникам концепции синтеза; не будем увлекаться проблемой «субстанции», а останемся во владениях сематологии и попытаемся исследовать, могут ли быть верны по отношению к знаковым структурам (Zeichenhafte Gebilde) оба утверждения одновременно: утверждение об их агрегатной природе, с одной стороны, и утверждение об их синтематической природе — с другой. По–видимому, дело обстоит именно так; например, отношение между словами и фразовым единством таково, что после того, как «агрегатное» рассмотрение сослужило свою службу и уже не может ничего дать для того, что еще могло бы быть сказано, требуется изменение угла зрения, перемена ракурса, которые могут быть описаны без всякой таинственности, без малейшего налета мистики или парадоксальности. Поскольку в предложении имеются как символы, так и поле, то учитывая эту двойственность, можно без всякого противоречия в одном случае получить результат, равный п, а в другом — результат, равный 1. В свою очередь п должно и может быть определено (в том числе и Лейбницем) как сумма, в отличие от элементов поля, не образующих символической суммы.
Если мы все же хотим найти повод для удивления, то в языковом механизме законченного и рассматриваемого вне зависимости от ситуации предложения имеется достаточно деталей, на которые это удивление можно обратить. При этом, однако, не следует думать, что предметом нашего особенного внимания будет критерий Эренфельса — так называемая сверхсуммативность (Ubersummativitдt). Дело в том, что, употребляя слово «сверхсуммативность», обычно полагают, что этим уже все сказано; однако остается непонятным как то, почему речь идет о понятии сумма, которое сразу же теряет свой смысл под воздействием приставки сверх, так и то, почему его смысл стирается именно этой приставкой, обычно используемой для выражения количественных или компаративных отношений. Критерий сверхсуммативности был введен школой Мейнонга и применялся с большой пользой, однако выродился в подобие «оборонительного знака» типа нашего немецкого nein 'нет' в тот момент, когда произошел отход от грацевской двоичной схемы продуктивного мышления. В задачу этой книги не входит восстановление забытого; однако, по–видимому, нам необходимо будет показать, как сами языковые явления свидетельствуют в пользу того тезиса, что не бывает ни материи без формы, ни формы без материи. Если на короткое время и можно усомниться в том, как обе эти стороны будут восприниматься в излюбленных гештальтпсихологами фигурах из точек и линий на белой бумаге, то специалисты в области языка должны чувствовать себя более прочно. Ибо они могут с достаточной уверенностью указать, что следует считать материальной стороной языкового явления, а что — его формальной стороной.
Я хотел бы сделать еще одно предварительное замечание. Описывая соединение слов в предложения и обращая внимание на сигнификативную смену при переходе от знаков, которые называют предметы или указывают на них, к полю, которое обозначает ситуацию, правомерно задаться вопросом: встречается ли подобная смена еще хоть раз или чаще во всей совокупности сложного языкового механизма? В точности такой смены больше не встречается; отношение между словом и предложением уникально и неповторимо. Однако не лишен смысла вопрос (и, следовательно, поиск ответа на этот вопрос) о том, существуют ли сигнификативные смены иного рода (и если да, то какие именно) в пограничных областях — при переходе от простого предложения к сложноподчиненному (Satzgefьge), с одной стороны, и при переходе от слова к составляющим его фонемам — с другой. Таким образом, в строгих рамках сематологии (не вполне завершенной, но, безусловно, лингвистически релевантной) открывается следующий конструктивный ряд: фонема, слово, (простое) предложение и сложноподчиненное предложение.
Заключительный элемент этого конструктивного ряда, сложное предложение, удивительным образом обнаруживает те же дейктические характеристики, которые свойственны словам и с которых мы начали анализ языка в главе о дейктическом поле. Существует указание с помощью анафоры; и тот, кто ищет дейктическое поле, в котором оно реализуется, обнаружит, что связи формирующегося высказывания сами используются как дейктическое поле. Контекст является анафорическим полем; формирующееся высказывание само в тех или иных фрагментах требует обращения вспять или вперед, оказывается рефлексивным. Это в высшей степени замечательный вид связи, и за пределами языка можно встретить лишь его несовершенное подобие.
Не менее специфичным представляется и отношение между словом и составляющими его фонемами — начальными элементами ряда конструктивных единиц языка. Фонемы — это различительные элементы звучащей речи; в каждом слове они могут быть подсчитаны. Кроме того, словесный знак являет собой целостный образ (ist gestalthaft), он имеет свой «мелодический облик», который изменяется (как и человеческое лицо) в зависимости от экспрессивных факторов и смены значений апеллятивной функции. В обычной лингвистической терминологии для существенных изменений такого рода применяется обозначение «эмфаза»; в «языковой физиогномике» Хайнца Вернера выделяется особый тип эмфазы, направленной на подчеркивание свойств соответствующего объекта с помощью звуковых характеристик. То, чем должны заниматься теоретики языка, есть поразительное постоянство фонематических характеристик словесных знаков при изменчивости их мелодического облика (Klanggesicht).
Осмотрев получившуюся картину еще раз целиком, мы начнем с одного не названного пока «элемента» языка, а именно со слога. Членение звукового потока на слоги, хотя и широко используется в грамматике, никоим образом не является грамматическим по своему происхождению, относясь к материально обусловленным конструктивным аспектам. Есть свой резон в том, чтобы начать исследования именно с этих последних; тот кто должным образом не учитывает эти аспекты, рискует тем. что для него навсегда останутся загадкой определенные явления речевой структуры. Кроме того, существуют психологически интересные связи, которые особенно отчетливо обнаруживаются при лингвистическом исследовании слогового членения. Мне представляется, что в результате открытия Стетсона старая проблема слога в фонетике оказалась решена настолько глубоко, что в настоящее время наиболее важным и интересным в теоретическом отношении остается лишь исследование того, каким образом соотносятся друг с другом восприятие и производство речи. И едва ли что–то другое сулит больше открытий в области психологии речи (включая расстройства речи), нежели исследование часто упоминаемого, но никем еще удовлетворительно не описанного глубинного взаимодействия между приемом и передачей сообщений. Мы попытаемся подойти к этим вопросам с современных позиций; пригласим к столу переговоров по проблемам слога специалистов по акустике и моторике, стремясь по возможности согласовать и дополнить противоположные точки зрения.
- Глава I принципы науки о языке 17
- Введение. Теория языка вчера и сегодня
- 1. «Принципы истории языка» Пауля. Декарт, естествознание и история
- 3. Гуссерль и его программа в «Логических исследованиях»
- Глава I принципы науки о языке § 1.Идея и план аксиоматики
- 2. Исходный объект науки о языке. Понятийный универсум лингвиста
- 3. Аксиомы науки о языке
- 4. Четыре принципа
- § 2.Модель языка как органона (а) Формы существования конкретных языковых явлений
- 3. Экспрессия и апелляция как независимые переменные наряду с репрезентацией. Три книги о языке
- § 3.Знаковая природа языка (в) Модель структуры языка
- 2. Анализ понятия знака, сравнительная психология, общая формула
- 5. Проблема абстракции
- § 4.Речевое действие и языковое произведение; речевой акт и языковая структура (с)
- 1. Речевое действие и языковое произведение, эмпрактическая речь, la parole
- 2. Языковое произведение искусства. Теория речевого действия
- 3. Языковая структура, критика, приемы лингвистического структурализма, более высокая ступень формализации, внеязыковые аналогии: товарные знаки, монеты, слова. Межсубъектность
- 4. Теория речевых актов. Штейнталь и Гуссерль. Анализ теории актов Гуссерля. Социальный характер языка
- § 5.Слово и предложение. Система s–fязыкового типа (d) Понятие языка и его признаки
- 3. Продуктивность полевых систем
- 4. Логика и лингвистика
- Глава II указательное поле языка и указательные слова
- § 6.Психологические предпосылки позиционных способов указания в индоевропейских языках
- 1. Миф о дейктическом происхождении языка
- 6. Вспомогательные средства du–дейксиса и istic– дейксиса
- 7. Jener– дейксис
- 8. Общий вопрос
- § 7. Origoуказательного поля и способы его выражения
- 3. Безусловная необходимость средств указания
- 5. Традиционная классификация местоимений и ее критика
- § 8.Дейксис к воображаемому и анафорическое употребление указательных слов
- 2. Субъективная ориентация и ее компоненты
- 3. Ориентация в пространстве и речевое указание
- 5. Ориентация во времени
- 6. Три основных случая дейксиса к воображаемому
- 7. Психологическая редукция
- 8. Перенесения. Драматическое и этическое изложение
- § 9.Эгоцентрическое и топомнестическое указание в языке
- 1. Инклюзивное и эксклюзивное «мы»
- 2. Слияние указательных частиц с предлогами
- 3. Эгоцентрические и топомнестические указания. Класс продемонстративов. Примеры из японского и индейских языков
- Глава III поле символов языка и назывные слова
- §10.Симпрактическое, симфизическое и синсемантическое окружение языковых знаков
- 1. Эмпрактические высказывания
- 2. Закрепленные названия
- 3. Аналогия из сферы геральдики
- 4. Синсемантика изобразительных ценностей в картине
- 5. Проблема эллипсиса
- § 11.Контекст и факторы поля в отдельности
- 2. Перечень контекстуальных факторов (по Паулю). Новое разбиение на три класса, его полнота
- 3. Апология синтаксиса извне
- § 12.Поля символов в неязыковых репрезентативных инструментариях
- 1. Лексические значения и репрезентативные поля; пояснения на примере двух неязыковых репрезентативных инструментариев
- 2. Поле живописания художника, изобразительное поле актера; о полевых ценностях
- 3. Понятие символа, предлагаемое определение. Из истории понятия «символ»
- 4. Соотношение образа и символа; материальная верность и реляционная верность
- 5. Своеобразие языковой репрезентации. Посредники в языковом репрезентативном инструментарии (объяснение на основе аналогии). Внутренняя форма языка
- § 13.Звукоподражательный (звукописующий) язык
- 1. Апологеты теории звукописания. Контраргументы
- 2. Живописательные потенции звуковой материи
- 3. Пределы живописания в структурном законе языка
- 4. Один пример из эксперимента Вернера
- 5. Две группы живописующих слов
- 6. Старые представления об удельном весе звукописания
- 7. Исследования в. Эля. Факторы противоположного характера
- § 14.Языковые понятийные знаки
- 1. Этимон. Магическое мышление и номинация. Открытие психологии мышления: семантические сферы
- 2. 0 Синхитических понятиях
- 3. Несовместимость радикального номинализма с центральным фактом фонологии
- 4. Дж. Ст. Милль об общих и собственных именах
- 5. Теория актов Гуссерля
- 6. Заинтересованность лингвистики в объективном анализе. Монадная конструкция Гуссерля
- 7. Живой и доминантный этимон. Заключительные замечания о собственных именах
- § 15.Индоевропейская падежная система — пример полевого механизма
- 1. Смешанная система в индоевропейском языке. Существительные среднего рода в системе Вундта. Слишком широкое понятие падежа
- 3. Критика учения Вундта. Коннотации глагола
- 5. Акциональная категория как внутренняя языковая форма
- § 16.Критическая ретроспектива Идея символического поля
- Глава IV строение человеческой речи элементы и композиции
- § 17.Материально обусловленное оформление звукового потока речи
- 1. Материально обусловленное и грамматическое оформление
- 3. Моторная теория слога, баллистические импульсы
- 4. Компромисс. Критика Стетсона, возражения на критику. Фактор резонанса
- § 18.Мелодический облик и фонематическая характеристика слов
- 1. Фонематические и химические элементы, сравнение
- 2. Мелодический облик и особые приметы словесных единиц
- 3. Звуковые характеристики и вещественные признаки. Трубецкой и Менделеев. Геральдический экскурс
- 4. Подсчет осмысленных слогов в немецком языке. Релевантность мелодического облика
- 5. Центральная идея фонологии. Фонема как опорный момент, иерархия оппозиций. Проблема абстракции в новом облике
- 6. Новый закон о постоянстве. Сравнение с вероятностными константами
- § 19.Простое и сложное слово. Признаки понятия слова Идея чистого лексикона
- 1. Определение простого значения по Гуссерлю. Дистантные композиты Бругмана
- 2. Флективное слово и композит
- 3. Признаки понятия «слово». Опыт определения
- 4. Проблема классов слов
- § 20.Функции артикля
- 1. К истории артикля и теории артикля. Три функции артикля по Ваккернагелю
- 2. Формант существительных, теоретическое объяснение
- § 21.Сочинение с союзом «и» По поводу теории гештальтов
- 1. Сочинительная связь в числительных: разбор примера. Сочинительное «и». Итоги: соединение объектов и сочинение предложений
- 2. Парный композит
- § 22.Языковедческое исследование композита
- 1. Результаты сравнительно–исторического анализа
- 3. В защиту противопоставления атрибутивных и предикативных комплексов
- 4. Разлитое между именными и глагольными композитами
- 5. Интерференция позиционных факторов с музыкальными и фонематическими модуляциями. Предпочтение постпозиции в романских языках
- 6. Реализация признаков понятия слова в композите
- § 23.Языковая метафора Сематологическое ядро теории метафоры
- 1. Психологические основы. Исторические данные. Внеязыковые параллели. Две метафоры из детской речи
- 2. Физиогномический взгляд. Функциональное удовольствие
- 3. Эффект различения, техническая модель двойного фильтра. Закон снятия. Пластичность значений
- 4. Гипотеза Вернера о табу. Критика: метафора и параявление
- 5. Общие итоги
- § 24.Проблема предложения
- 1. Определение Риса
- 2. Разноаспектность трех признаков Риса
- 3. Проверка традиционных определений. Грамматическое понятие о предложении
- § 25.Предложение без указательного поля
- 1. Коррелятивные предложения (именные предложения)
- 5. Persona tertia
- 6. Абсолютно свободные от указания предложения логики
- § 26.Анафора Сочленения речи
- 2. Словесный ряд в речи и изобразительный ряд в кинематографе
- 4. Богатство и бедность анафорического указания
- § 27.Формальный анализ сложного предложения (краткий отчерк)
- 1. Примеры лапидарной и полиартрической речи. Происхождение египетского релятава
- 3. Тип по Кречмеру. Начальная стадия. Резюме
- 4. Сравнение обоих типов
- 5. Понятие гипотаксиса. Полевой разрыв. Гипотеза Марти, новейшие исследования
- 6. Новая гипотеза: теория типов