logo
УМП Типология

3. Типологические показатели подсистемы согласных фонем

1. Какие различия можно выявить в рамках подсистемы согласных фонем в английском и белорусском (русском) языках при сопоставлении инвентаря согласных фонем с точки зрения:

а) количества согласных фонем;

б) наличия различных классов фонем: взрывных, щелевых (фрикативных), сонорных, аффрикат; приведите примеры

в) зон артикуляции.

Какие типы корреляций в русской подсистеме согласных обеспечивают количественное преобладание согласных в сис­теме русского консонантизма?

2. Какой тип корреляции можно выделить в английской подсистеме согласных? Проанализируйте следующие примеры:

park — bark veal — feel

and — ant bus — buzz

coal — goal rich — ridge

3. Какой характер носит корреляция по звонкости-глухо­сти в подсистеме русских согласных? Проиллюстрируйте свой ответ примерами. Все ли 26 членов оппозиции звонкость-глухость образуют коррелирующие пары? Какие русские со­гласные не имеют коррелирующих пар?

4. Какой тип корреляции представлен следующими корре­лирующими парами в подсистеме русских согласных?

воз — вёз быть — бить нов — новь

мала — мяла тук — тюк мод — мёд

  1. В каких случаях наблюдается нейтрализация оппози­ции звонкость-незвонкость в подсистеме русских согласных?

  2. Сколько типов нейтрализации оппозиции звонкость-незвонкость представляют следующие примеры? Сравните, записав в транскрипции следующие слова и словосочетания:

а) гриб, вёз, подковка, сад, близко, сядь, улов, сруб, уж, низко, воз;

б) сделать, с грядки, сдоба, к забору, от звука.

  1. Происходит ли нейтрализация оппозиции звонкость-незвонкость в английском языке?

  2. Почему учителя английского языка обращают особое внимание на произношение конечных звонких согласных в словах типа: bed, log, glove, dog, bad в русскоязычной аудитории?

Чем объяснить необходимость достаточно долгой трениров­ки произнесения конечных звонких согласных в словах этого типа?

  1. Представлено ли такое явление, как чередование соглас­ных, в сопоставляемых языках? Можно ли рассматривать явление чередования согласных как изоморфное явление для двух языков? Приведите примеры.

  2. В какой позиции в слоге или слове невозможно упот­ребление фонем /N/ и /h/ в английском языке?