Единицы письменного и устного дискурса
Уровень членения дискурса | Единицы устного модуса дискурса | Единицы письменного модуса дискурса |
стратегический | коммуникативное событие | текст |
топикальный | коммуникативный эпизод | абзац |
оптимальный | диалогическое единство | сверхфразовое единство |
тактический | реплика, ход | сверхфразовое единство |
минимальный | высказывание | фраза, предложение |
дотекстовый | речевой акт | речевой акт |
Схема 7. Единицы письменного и устного дискурса
Коммуниканты при организации дискурса вынуждены решать еще ряд задач, которые связаны с управлением темой и организацией отношений. С управлением темой связаны: проблемы обеспечения понимания, исправление нарушения контакта, управление спором и конфликтом. С организацией отношений связаны вопросы взаимного признания (имиджология), урегулирование близости и дистантности, власти и влияния, открытости и скрытности.
Не менее интересными вопросами, затрагиваемыми в литературе, посвященной проблемам коммуникации, представляются проблемы инициации коммуникативного акта, подготовительных условий, делающих его возможным. Среди них называются следующие: 1) Потребность или желание адресанта этаблировать (инициировать, организовать) коммуникативный акт. 2) Готовность адресанта к речевому взаимодействию (наличие некоторой коммуникативной стратегии). У адресата этой стратегии может и не быть. 3) Понимание адресатом мотива адресанта. Это условие не обязательно. При его отсутствии не гарантируется успешность коммуникативного акта. 4) Идентификация адресатом мотива адресанта в качестве достаточного основания для этаблирования коммуникативного акта. 5) Единство коммуникантов во взгляде на предстоящий коммуникативный акт. Это условие не обязательно. 6) Обозначение или осознание коммуникантами начала речевого взаимодействия. 7) Владение одним языковым кодом (одним языком) – жестовый язык не всегда может привести к успешной коммуникации [см.: Клюев 1998: 15]. Нарушение этих условий может привести к срыву коммуникативного акта, его неосуществлению.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что дискурс как языковая единица высшего порядка характеризуется большим набором разнообразных средств его структурного оформления, направленных на организацию его пропозитивной и субъективной, или диктумной и модусной частей. Единицами анализа дискурса в настоящем исследовании признаются высказывание, речевой акт, коммуникативный акт, речевой ход, речевой шаг. Субъективная часть дискурса активно репрезентируется перформативными и метакоммуникативными высказываниями. Речевые цепочки группируются в дискурсные фазы. Ритуализованные дискурсивные типы можно представить в виде конкретных схем определенных дискурсных фаз. Непосредственно составляющими речевого взаимодействия являются интенция и речевые стратегии, речевые тактики. Определив основные структурные компоненты дискурса, рассмотрим в следующем разделе способы их смыслового и формального соединения.
- Дискурс
- Оглавление
- Введение
- Глава I. Общие вопросы дефиниции и методов исследования единиц речевого взаимодействия
- Анализ дискурса, конверсационный анализ, анализ диалога
- 1.2 История изучения речевого взаимодействия
- 1.3. Методологические основы исследования речевого взаимодействия
- Выводы по главе I
- Глава II. Дискурс как объект лингвистического исследования
- 2.1. Знаковый характер дискурса
- Семиотическая модель ч. Морриса
- Прагматические составляющие речевого общения
- 2.2. Универсальные черты дискурса
- 2.3. Принципы построения дискурсивных образований
- 2.4. Типология дискурса и виды речевого общения
- Информационное общение
- Кодовая модель коммуникации
- 2.5. Структурные компоненты, уровни дискурса.
- Составляющие коммуникативного акта
- Единицы письменного и устного дискурса
- 2.6. Структурно-семантические, грамматические связи в дискурсе
- 2.7. Тематическая организация дискурса
- Я купила «Войну и мир» - я купила не «Войну и мир», а рассказы л. Толстого (Пример а.С. Горлиной).
- Выводы по главе II
- Глава 3. Конверсационно-аналитическая и дискурсивная характеристика иллокутивных типов речевого взаимодействия
- 3.1 Дискурсивные фазы и их структурирование
- Модель коммуникации в. Франке
- Структура диалога-совета
- Структура диалога по теме: «Обсуждение распорядка рабочего дня»
- Структура аутентичных диалогов
- 3. 2 Аргументативный дискурс.
- 3.2.1. «Убеждение» как речевая стратегия аргументативного дискурса
- 3.2.2. «Утверждение» как речевая тактика аргументативного дискурса
- 3.2.3. «Предложение» и «совет» как речевые тактики аргументативного дискурса
- 3.2.4. «Предупреждение» и «угроза» как речевые тактики аргументативного дискурса
- 3.2.5. «Просьба» и «требование» как речевые тактики аргументативного дискурса
- 3.3. Информационный дискурс
- 3.3.1. «Утверждение» как речевая тактика информационного дискурса
- 3.3.2. «Вопрос» как речевая тактика информационного дискурса
- 3.4. Экспрессивная коммуникация
- 3.5. Социально-ритуальная коммуникация.
- 3.5.1. Структивы в дискурсе
- 3.5.1.1. Роль структивов в тематической организации дискурса
- 3.5.1.2. Роль структивов в интенциональной организации дискурса
- 3.5.1.3. Роль структивов в членении дискурса и речевых вкладов
- 3.5.1.4. Роль структивов в обеспечении рефлексии
- Выводы по главе III
- Глава 4. Психологические, этнические и ментальные факторы в дискурсе
- 4.1. Дискурсивные характеристики личности
- 4. 2. Этнические особенности дискурсивных типов
- Национальные структурные типы дискурсов
- 4. 3. Ментальность как один из аспектов дискурсивной рефлексии
- Выводы по главе IV
- Заключение
- Список использованной научной литературы
- Список словарей
- Список цитируемых источников фактического материала