logo search
шпоры на гос

Имя прилагательное как часть речи (общая характеристика). Лексико-грамматические разряды имён прилагательных.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Это значение выражается в несамостоятельных словоизменительных категориях рода, числа и падежа (выполняют грамматического функцию согласования). В предложении прилагательные выступают в роли определения или именной части составного именного сказуемого.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных:

качественные прилагательные - обозначают предмет непосредственно, то есть без отношения к другим предметам (красный, красивый, добрый), имеют формы сравнения и краткие формы; относительные прилагательные - указывают на признак через отношение к другому предмету, они произведены от именных основ (лабораторный, деревянный); притяжательные прилагательные - обозначают принадлежность лицу или животному, то есть содержат в себе указание на обладателя (лисий, отцов).

Согласуясь с существительными, имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе — и по родам: красная роза, с красной розой, красные розы; красный бант, красное пальто.

Начальная форма прилагательного — именительный падеж, единственное число, мужской род.

Сочетаясь с несклоняемыми существительными, имена прилагательные помогают определить их значение: новое пальто (И. п. или В. п., ед.ч.), новые пальто (И. п. или В. п., мн. ч.), без нового пальто (Р. п., ед. ч.).

  1. Понятие об однородных членах предложения. Разграничение однородных и неоднородных определений.

Однородные члены предложения - это члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, та есть они зависят или относятся к одному и тому же слову. Однородные члены предложения соединены сочинительной связью при помощи сочинительных союзов или без них. В роли однородных могут выступать все члены предложения: Однородные члены предложения могут быть распространенными и нераспространенными, согласованными и несогласованными. Не все определения, относящиеся к одному и тому же слову в предложении, однородные. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и):Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и. Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. (Товарный поезд является длинным).Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:- обозначают отличительные признаки разных предметов;

Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.

- обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;

Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.

- характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;

Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные».

- в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;

Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.

- представляют собой художественные определения – эпитеты;

Круглые, рыбьи глаза.

- образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;

Радостное, праздничное, лучезарное настроение.

- за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;

Чёрные, гладко причёсанные волосы.

- стоят после определяемого слова;

Волосы чёрные, причёсанные.

- второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно.

Нормальное, мирное сосуществование государств – нормальное, то есть мирное сосуществование государств.

Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если они:

- характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям: большой каменный дом – «размер и материал», ср.: каменный дом был большим

  1. Словообразование как раздел языкознания, предмет и задачи словообразования. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ.

Термином “словообразование” в лингвистике принято называть:

а) Разнотипные процессы образования слов в языке (напр.:Русскому языку свойственно активное словообразование.);

б) Науку, изучающую состав слов, а также приемы,способы их образования (напр.: Студенты изучают словообразование русского языка).СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ.

Специфика морфемной и словообразовательной структуры слова вскрывается с помощью совокупности специальных приемов, получивших названия морфемного и словообразовательного анализов.

Что общего и что различного между ними в главных чертах?

Оба вида анализа направлены на изучение единого объекта - структуры слова.

Оба подхода к структуре слова складываются из двух этапов - вычленения составляющих ее компонентов на конкретном (нормативном) уровне и их идентификации на абстрактном (системном) уровне.

Для лексем с отчетливо выраженным строением процедура вычленения и идентификации компонентов в рамках обоих типов анализа предполагает включение анализируемых слов в два ряда соотношений – ряд родственных по корню и одноструктурных (по аффиксу) слов.

Применительно к пласту дериватов 1-й степени производности результаты обоих видов анализа в принципе совпадают, так как соотносительность родственных слов принимает здесь в конечном счете характер связи производного со своим производящим. Ср.: молодость (молодой), бегун (бегать), столик (стол).

Различия между обоими видами анализа обусловлены целевыми установками. Цель морфемного анализа – «установить, из каких морфем состоит слово. В результате морфемного анализа мы узнаем состав слова… На вопрос, как образовано анализируемое слово, морфемный анализ не отвечает» . Таким образом , искомыми величинами морфемного анализа являются морфемы как конечные составляющие.

Цель словообразовательного анализа – установить деривационную структуру слова, определив, от чего (от какой производящей базы) и с помощью чего (с помощью какого дериватора, т.е. словообразовательного средства) образовано анализируемое слово. Таким образом, искомыми величинами словообразовательного анализа являются производящие базы и словообразовательные средства как непосредственно составляющие.

Этимологический анализ – разновидность лингвистического анализа слова, в результате которого сопоставляются современная и историческая структура слова и выявляются изменения в лексическом и морфемном строении слова.

Объектом этимологического анализа, как правило, выступает непроизводные в современном русском языке слова

Цель этимологического анализа – установить, как менялась морфемная и словообразовательная структура слова, какие исторические процессы оказали влияние на эти изменения.

Задачами этимологического анализа являются

1)       установление с помощью этимологических словарей исторической морфемной и словообразовательной структуры слова;

2)       сравнение исторической структуры с современной структурой;

3)       определение исторических процессов, происходивших в структуре слова;

4)       выявление причин исторических изменений в морфемном составе слова.

5