logo search
прагматика и медиа дискурс / Теория языка (Бюлер) книга

§ 18.Мелодический облик и фонематическая характеристика слов

Фонемы как звуковые признаки

Существуют сложно построенные и простые предложения; существуют сложные и простые слова; понятие «простой» должно определяться особым образом для каждой области, что не составляет никаких трудностей, если не забывать ключевого положения о знаковой природе языка и другую аксиому, согласно которой язык есть двухклассная система знаков (S–F–система — система с символическим полем). Основные положения о знаковой природе языка призваны предохранить исследование языковых единиц от односторонне материального крена. Так, справедливо, например, что при акустическом анализе у каждого гласного звука выделяются простые тоны в качестве основного тона и форманты, а у согласных — мгновенные и длительные шумы; неверно, однако, что указанные тоны и шумы относятся тем самым к элементарным единицам языка. Ведь простые тоны и шумы, каким бы образом они ни производились, не имеют в речевом общении курсовой стоимости, будучи материальными явлениями, подобно бумаге для денежных купюр, но неязыковыми знаками.

В какой степени сказанное относится к так называемым «звукам» типа а или р, которым в письменном тексте соответствуют зрительно воспринимаемые обозначения, может быть установлено единственным способом с помощью все того же ключевого положения о знаковой природе языка. Если этим звукам можно приписать ясно определенную знаковую функцию, если их можно и нужно называть «звуковыми знаками» — тогда они включаются в число языковых единиц, во всяком же другом случае — нет. Логически адекватное доказательство положительного решения впервые было разработано в рамках фонологической теории, однако столетиями раньше правомерность выделения этих «элементов» языка было подтверждено практически изобретением буквенного письма и теоретически — первыми лингвистическими исследованиями. Теперь мы перейдем к сути дела и рассмотрим теоретическую проблему элементарных единиц языка на примере фонем.