logo search
шпоры на гос

92. Фоновые знания и их значение для переводчика, кросс-культурная компетенция переводчика

Как известно, многие единицы языкового общения, при диалоге двух различных культур, приобретают некоторое этническое звучание, не проявляющееся внутри самой эт-нической группы, при диалоге нескольких ее представителей. Перевод коммуникативных единиц, выражающих, казалось бы, общекультурные положения, как и в случае с самой безэквивалентной лексикой, вызывает зачастую у переводчикамножество затруднений, особенно при отсутствии некоторой базы фоновых знаний. Основной трудностью при переводе безэквивалентных языковых единиц является выявление их специфических национально-культурных компонентов, а соответственно и трансформация их в адекватную вербальную форму.

Для выполнения вышеуказанной задачи переводчик обязан, для начала, провести анализ понятийного содержимого оригинальной языковой единицы и всех ее возможных вариантов на языке перевода в свете контекста данной культурной языковой пары (т.е. с учетом лингво-культурных коммуникативных характеристик).

Абсолютно все коммуникативные языковые единицы взаимодействуют и пересекаются с компонентами общей системы знаний о мире, т.е. с фоновыми знаниями. Ввиду то-го, что значение коммуникативной единицы, переданное языковыми средствами, выражено, преимущественно, эксплицитно, то самая большая трудность для профессионального переводчика состоит в том, чтобы выявить необходимые фоновые знания, отражающие национальную и культурно-историческую эксклюзивность данной единицы.

Фоновые знания полезны лишь в отношении буквального содержимого отдельно взятого текста. Считается, что фоновые знания существенно влияют на выбор способа языкового отражения некоторого фрагмента окружающей нас действительности. Исходя из всего вышеперечисленного, возможно сделать следующий вывод:

*сравнительный анализ различных вариантов наименования одного и того же явления в иностранной культуре и в культуре собственного народа, а также ус-ловий применения этих вариантов, помогает обнаружить национально-специфические составляющие этого явления и подобрать соответствующий способ его адекватной передачи с помощью языка перевода.