Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
А.А. Виноградова
(ПГГПУ)
Имя Редьярда Киплинга в нашей стране чаще всего ассоциируется с «Книгой Джунглей» и включенным в нее циклом рассказов о Маугли, другими словами – с детской литературой. На западе его окрестили «бардом британского империализма» и «железным Редьярдом» за его консервативные взгляды и поддержку колониальной политики. Противоречивые и часто шаблонные оценки творчества Киплинга стали причиной его сложной литературной карьеры. Он достиг мировой славы и стал первым английским писателем, получившим Нобелевскую премию, но спустя всего несколько лет ушел в тень и вскоре был забыт. Пренебрежение писателем на родине сочеталось с существенным влиянием его творчества на поэтов постреволюционной России.
Роман «Ким» по праву считается одной из вершин творчества Киплинга. Его новаторство заключается не только в том, что он положил начало «шпионскому роману» и наиболее ярко и правдиво описал жизнь колониальной Индии того времени. Интерес также представляет временно-пространственная организация произведения.
Чтобы выявить особенности хронотопа в «Киме», необходимо, прежде всего, обратиться к М.М.Бахтину и его работе «Формы времени и хронотопа в романе» , в которой он выделяет три основных типа хронотопа – авантюрный, авантюрно-бытовой и биографический, и один дополнительный – идиллический [1]. Опираясь на эти теоретические положения, проанализируем роман «Ким».
Для выявления особенностей хронотопического построения важно отталкиваться от образа главного героя, являющегося центром повествования и выполняющего основополагающую функцию – соединение двух противоположных сфер – Востока и Запада. Главный герой Кимбол О`Хара с первых страниц романа показан Киплингом как человек обоих миров: «Хотя он был загорелым до черноты, не хуже любого туземца, хотя предпочитал говорить на местном диалекте, ибо на своем родном языке изъяснялся плохо, путаясь и проглатывая слова, хотя водился с базарными мальчишками на началах полного равенства, Ким был белым – бедным белым из самых беднейших» [2: 6]. Он сирота, сын покойного ирландского офицера, занимается попрошайничеством на улицах, скрывая свое истинное происхождение и одеваясь как индус низшей касты. «В городе его прозвали Другом Всего Мира: и очень часто, будучи гибким и незаметным, он ночью на кишевших людьми крышах исполнял поручения лощеных и блестящих молодых людей из высшего света» [2: 101].
В начале повествования преобладает идиллический хронотоп – Ким живет своей обыденной жизнью, он привязан к определенному месту, родному городу Лахору, и этот быт является для него идеальным. Здесь же проявляется и особенность художественного времени романа – само его действие начинается не с момента рождения героя, а с отправной точки его приключений, момента, когда идиллический хронотоп сменяется хронотопом авантюрно-бытовым.
Толчком к смене служит встреча мальчика с ламой. Ким настолько впечатлен мудростью и искренностью ламы, что он оставляет свой привычную жизнь и становится его учеником. «В жизни не видел я никого, похожего на тебя. Я пойду с тобой в Бенарес. И еще я думаю, что если такой старый человек, как ты, говорит правду первому встречному, значит он сильно нуждается в ученике» [2: 18]. Лама и Ким объединяются для одного путешествия, но с разными целями: Лама, как носитель идеального, путешествует в поисках Реки Стрелы, очищающей от грехов. Ким, как носитель практического и реалистического, сопровождает и оберегает ламу, надеясь осуществить пророчество своего отца.
Этот хронотоп встречи является поворотным в сюжетном и пространственно-временном развитии романа. Ключевым становится авантюрно-бытовой хронотоп и неразрывно связанный с ним хронотоп дороги, на который «нанизываются» приключения Кима. Однако нельзя сказать, что он реализуется в произведении полностью. В авантюрно-бытовом хронотопе сюжетом романа является жизненный путь героя в ключевых моментах, меняющих его, а сам мир при этом остается неизменным. Герой же Киплинга не становится другим, он сохраняет свою сущность в меняющемся мире. Расширяется пространственно-временная организация произведения, романтическое индивидуализированное начало с развитием событий постепенно переходит в эпопею. По ходу развития сюжета Кима, как англичанина, хорошо знакомого с языком и обычаями туземцев, готовят к службе в британской разведке и отправляют в школу для обучения. Здесь изменяется пространственная характеристика повествования – ранее открытый мир индийской природы, улиц, дорог, который для героя является символом свободы, сменяется закрытым миром школы, которая сдерживает Кима, навязывает ему свои правила: «Ему совершенно все это не нравилось, ибо тут была та самая школа и дисциплина, избегать которых он старался в течение двух третей своей короткой жизни» [2: 107]. Как только он становится шпионом британской разведки в Индии, на первый план выходит уже не внутренний мир Кима, не его психология и жизненный путь, а организующая функция «моста» между двумя мирами, Востоком и Западом, которые так же являют собой два противоположных хронотопа. Конфликт на стыке этих хронотопов и их традиций является эпопейным, внешним и более обобщенным. Но есть еще и внутренний конфликт самого главного героя, порожденный двойственностью его души. Несмотря на то, что внутренний раскол сказывается на нем положительно, помогая одинаково успешно жить среди своих и чужих, Ким, дитя двух цивилизаций, стремится примирить в себе эту двойственность и достигнуть гармонии, в чем и заключается основная воспитательная идея романа.
Еще одна отличительная черта хронотопа данного произведения – открытость финала. Приключения Кима не заканчиваются его смертью или каким-либо определяющим происшествием. Череда событий, происходящих с ним, может быть продолжена с той точки, на которой остановился автор. Вся сюжетная линия романа являет собой лишь отрывок из жизни, определенный этап становления личности главного героя. Таким образом, процесс познания Кимом самого себя придает путешествию по Большой Дороге метафорический смысл.
В качестве заключения можно кратко выделить главные особенности пространственно-временной организации романа «Ким» на основе выполненного анализа:
роман соединяет в себе несколько противоположных хронотопов, главные из которых – идиллический и авантюрно-бытовой. Оба они не реализуются полностью, а проявляются только в отдельных признаках;
со сменой хронотопа романное индивидуальное начало в произведении расширяется до эпопейного, меняется и функция главного героя – его личность отходит на второй план, он становится «мостом» между двумя хронотопами Востока и Запада, противопоставление которых выражает внешний конфликт романа;
произведение не является замкнутым с точки зрения временной организации – действие начинается с определенного момента жизни героя и не завершается каким-либо определяющим событием. Финал остается открытым.
Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит. – 1975. С. 234–407.
Киплинг Р. Ким. / Ким. Книги джунглей. – Пермь: Пермское книжное изд-во. – 1991. С. 6–243.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)