logo
Молодая филология 2014 основная часть

К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»

Е.Н. Чащинов

(ПГГПУ)

Выходит, у романа счастливый конец, - сказала она.

А. Королев «Эрон»

В 2013 году роману А. Королева «Эрон» исполнилось двадцать лет, а в полном объеме его так и не увидел читатель. История романа, «о котором все слышали, но никто не читал» [3], такова: в 1993 г. писатель закончил работу над огромным эпохальным трудом, состоящему из тридцати трех глав, размером в тысячу страниц – это исходный текст. Опубликовать такую «махину» в полном объеме не решался никто, однако гораздо меньший объем (одиннадцать глав) устроил журнал «Знамя», который через год публикует «Эрон» [5; 6] у себя (далее в тексте – ЭЗ). Роман стал без малого событием в русской литературе конца XX века: «одним из лучших сочинений 1994 года» [4: 18], реализующим «поиски нового художественного мышления» [1: 239]. Когда утихают критические волнения (а таковых было немало) по поводу и около романа и его автора, в 1998 году издательство «Терра» публикует избранное писателя, в которое помещает и ЭЗ. Спустя еще десять лет опубликован роман Королева «Эрон», схожий по замыслу и идейному воплощению, но с другими героями. Публикует его издательство «Гелеос» [7] (далее в тексте – ЭГ).

Задача данной статьи – через поэтику финалов объяснить, как устроено это важное произведение русской литературы.

ЭЗ раскрывает судьбы пяти молодых людей. Филиппу во время африканской охоты открываются тайны жизни и смерти: «Ему было ясно, что решить после этого вопрос: жив он или мертв, зависит только от него» [6: 111]. История Антона Алевдина связана с унижением человеческого, извращениями пола, результатом которых становится утрата имени, оскопление и мумификация. Адам Чарторыйский – молодой архитектор, мечтающий построить новую Москву, обречен на скитания по московским квартирам и околомосковским деревням, где ему удается узреть явление Богородицы. Любовь Навратилова продается за деньги иностранцам и гибнет от рук конкурентов и завистников, а ее сестра Надин говорит с ангелом о бытии и видит Бога.

ЭГ рассказывает о судьбах двух девушек – Евы и Лилит – приехавших покорять Москву: «В отличие от Евы Лилит приехала завоевывать Москву во всеоружии» [7: 17]. Индивидуальные траектории судьбы всех героев трагичны и апокалиптичны.

Судьбы героев включены автором в эсхатологический контекст: герои так или иначе связаны с Москвой – особым героем романа, живым, движущимся центром, концентрирующим в себе множество культурных кодов: Вавилон, Третий Рим, Мемфис; дихотомию ада и рая; центр разрушающейся советской идеологии. Москва – город, погружающийся во мрак собственного подземелья – ад метрополитена.

В финалах романов мы имеем дело, скорее, со своеобразными симулякрами композиционных единиц, оригинал которых существует лишь в рукописях автора. Судьбы главных героев, погруженные в эпоху, неожиданно появляются перед читателем и так же неожиданно исчезают из его поля зрения. В ЭЗ эффект «исчезания» подкреплен визуально: последний абзац романа сужается по диагонали до буквы «о»:

«…водами М

звук пе

чаяни

бег

Эр

о» [6: 157].

В ЭЗ романист, а именно так называет себя автор-повествователь, предупреждает читателя, что «как только 24 сентября 1988 года «Пионер» пересечет незримую границу Солнечной системы, роман разом кончится, оборвется на полуслове…» [5: 43]. Фабульное время романа обозначено предельно точно. Стартовая точка – 2 марта 1972 г. – дата запуска космического исследователя «Пионера-10». Финальная точка – 24 сентября 1988 г. – выход корабля за пределы Солнечной системы. Автор связывает события романа с временем и расстоянием полета «Пионера». Космический хронотоп11 романа конкретен: пространственная ориентация – пределы Солнечной системы, временная протяженность – 16 лет. Единица измерения изобретенная Королевым как авторский миф – эрон – вмещает в себя не только пространственно-временной континуум, но и судьбы героев, эпохи, Москвы: «Время его полета и есть тот самый эрон – единица измерения бега, исполинская сверхзвуковая мистическая секунда бытия емкостью в полтора десятка лет, пять человеческих одиссей и длиной в шесть тысяч миллионов километров» [5: 43].

К 1988 г., когда «Пионер» покидает пределы Солнечной системы, герои покидают роман, однако роман не завершается, потому что продолжают лететь «Вояджеры» (1 и 2) – космические зонды, запущенные в 1977 году для изучения дальних планет Солнечной системы. Да и сам «Пионер» еще подает признаки жизни: «Последний раз его глухой шепот был слышен в 1991 году» [6: 155].

Подобной установки нет в ЭГ. Вообще, все космические аллюзии появляются лишь в последней главе. Именно этим объяснима дихотомия визуального различия в завершениях романов: ЭЗ развивается во все стороны – от глубин метро до границ Солнечной системы, в ЭГ представлена менее объемная модель: пространственная ориентация меньше привязана к космосу, но больше к мифопространству Москвы. Пространство поэтому горизонтальное, круговое.

Эффект «угасания» финалов напрямую связан с поэтикой романа, а именно метафорой стремительного и бесконечного бега времени.

Сравнивая окончания романов, отметим их множественность: в ЭЗ романных окончаний два: первый – диалог о сущности Бога Надин и Аггела (ангела-хранителя Эрона); второй – полет и исчезновение космических скитальцев из пределов Солнечной системы. В ЭГ их так же два: превращение Лилит в Тиамат и ее смерть от рук рожденного ей Мардука2; второй – полет и исчезновение космических скитальцев. Автор комментирует это в метапрозаических фрагментах: «Словом, развилка романного смысла обозначена резкой чертою, и каждый бессонный читающий волен выбирать свою версию вблизи или вдали от роковой линии умаления человеческого и здравого, слишком человеческого и слишком здравого» [6: 146]. Налицо структурная параллель завершения романов: мифологический дискурс (финал Нади и Лилит) и космический дискурс (полет зондов). Что значит человеческое и здравое здесь? Миф – человеческое, слишком человеческое, космическая техника – здравое, слишком здравое. Одинаково апокалиптический вариант развития событий дан в кодах мифологическом (иррациональном) и рациональном. Явным становится стремление автора «ухватить» эпоху, максимально приблизить действие к сегодняшним дням.

Установка на идентичность окончаний романов, принимая во внимание время выхода в свет частей романа (1994 г. и 2009 г.), указывают на установку нового этапа в развитии человечества – хомо-космикус – человек космический. Роман продолжается, ведь все еще «Вояджер-2» летит по бескрайнему космосу: «Он единственный, кто сегодня – в 2008 году – продолжает управляемый полет» [7: 377].

Каждая история имеет в романе свой финал, объединенные общей чертой итога эпохи. Однако мы не видим аутентичного финала по нескольким причинам: во-первых, нет исходного текста, содержащего в себе истинный финал, во-вторых, ускользание из романного обзора «Пионера», что представляется формальным финалом – лишь черта под столбиком математических действий эпохи и автора, решающего под диктовку Бога. Одновременная множественность и отсутствие финалов романов наталкивает на мысль о структуре «Эрона», представляющейся как огромный коллаж, в котором рамой является космический дискурс, внутренними частями – новеллы о судьбах героев, а средством склейки частей – хронотоп эпохи. В своем воображении А. Королев рисует картину в духе Босха, Брейгеля, Тинторетто (экфрасис Королева – отдельная тема для разговора33). Такое представление о романе подчеркивает концепцию «Эрона» как метатекста и гипертекста творчества Королева.

PS: пока данный сборник готовился к печати, в свет, наконец-то, вышла полная версия романа «Эрон».

Литература

  1. «Эрон» по-пермски: обсуждение романа А. Королёва «Эрон» // Знамя. 1996. № 9. С. 238–240.

  2. Абашева М.П., Чащинов Е.Н. Урбанизм Анатолия Королева (о романе «Эрон») // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2014. Вып. 1 (25). С. 137-144.

  3. Баталина Ю. Пелевин отдыхает! // Интернет-газета News-Ko. 16 июня 2013. Электронный ресурс, режим доступа: http://newsko.ru/news/culture/literature/16/07/2013/pelevin-otdyhaet.html

  4. Золотоносов М. Эрос и Хронос // Московские новости. 18-25 дек. 1994. №64. С. 18.

  5. Королёв А.В. Эрон // Знамя. 1994. № 7. С. 4–67;

  6. Королёв А.В. Эрон // Знамя. 1994. № 8. С. 81–157.

  7. Королев А.В. Эрон. М.: Гелеос, 2009. 384 с.

  8. Мифы народов мира. Энциклопедия (в 2 томах) / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: «Советская энциклопедия», 1980. Т.2. К-Я. 720 с.

  9. Темирболат А. Б. Категория хронотопа в свете современных научных концепций литературоведения // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 6-9.