Психографология (практический аспект)
М.Д. Завьялова
(ФЭК)
Русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства, Велимир Хлебников писал: «Почерк писателя настраивает душу читателя на одно и то же число колебаний». Рукописный текст содержит дополнительную информацию о процессе создания произведения (о порядке и динамике его формирования, различных вариантах и ассоциациях, возникавших у автора) и о самом поэте (об особенностях его характера, потенциальных возможностях, о ценностях, мотивах, типе темперамента и нервной системы, о настроении в момент написания и др.).
Метод определения особенностей и склонностей человека через изучение образцов его письма, написанного от руки, называется психографологией. Как работает этот метод? Специалист-психографолог изучает рукописные образцы и выявляет признаки почерка2. На базе этих признаков он, по известным в психографологии зависимостям между ними и характеристиками личности, создает развернутый психологический портрет писавшего.
С древних времен люди (Аристотель, Светоний) пытались изучать законы зависимости между почерком и психологическими особенностями личности. И сегодня психографология привлекает к себе внимание многих современных ученых (Зуев-Инсаров Д.М., Наджимов О.К., Обозов Н.Н., Сара Д., Смыслов Д.А., Смыслова Г.А., Тараненко В., Кулганов В.А., Юначкевич П.И., Сонин В.А., Моблан Э., Фуа П., Романова Е.С., Бондарь М.Е., Сукманова Т.А., Жакова Т.М., Орлова В.Ф., Смирнов А.В., Чернов Ю.Г. и др.).
Материалом исследования стали образцы почерка, полученные от студентов НОУ СПО «Финансово-экономический колледж» (41 образец). Студентам предлагалось задание: «Спишите текст и выберете из предложенных слов те, которые характеризуют вашу личность». На экране появлялся фрагмент текста «Мандельштам и Пастернак (попытка контрастивной поэтики)» (автор Лотман М.Ю.) и слова, образующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
На первом этапе исследования из полученного материала мы выбрали три образца почерка (№ 8, 29, 32), с наиболее выраженными индивидуальными особенностями.
На втором этапе мы анализировали каждый из трех образцов почерка, по тринадцати основаниям (группам психографологического движения, предложенным И. Моргенштерном) [1: 11-30]. К ним относятся:
1) Сила.
2) Форма.
3) Размер.
4) Направление.
5) Порядок.
6) Последовательность.
7) Выдержанность.
8) Мягкость.
9) Выпуклость.
10) Вычурность.
11) Элегантность.
12) Равномерность.
13) Красота.
Анализ образца почерка № 8 выявил его индивидуальные особенности: одинаковые пробелы; округлый, замкнутый почерк; вздутые, выходящие за линии буквы; сильный нажим; неровный, быстрый тембр написания.
Можно предположить, что обладатель почерка является человеком аккуратным, восприимчивым, заботливым, искренним, капризным, мечтательным, настойчивым, нежным, обидчивым, отзывчивым, сострадательным, гордым, рассудительным и склонным к увлеченности.
Образец почерка № 29 обладает следующими индивидуальными особенностями: пробелы одинаковые; почерк мягкий и замкнутый; нажим отсутствует; нет заглавных.
Почерк характеризует человека следующим образом: восприимчивый, застенчивый, мечтательный, рассудительный, терпеливый, способным уделять одному делу все свое время.
Рассмотрение образца № 32 показывает наличие таких индивидуальных особенностей почерка как: неединообразные пробелы; почерк неровный, незамкнутый; неединообразные буквы; нет ярко выраженных и заглавных.
Возможно, обладатель почерка является человеком вспыльчивым, нервозным, подвижным, трусоватым, жизнерадостным.
Личностные характеристики студентов, выявленные при анализе почерков № 8 и 29, совпадают с личностными характеристиками, названными самими студентами.
В случае с образцом почерка № 32 наблюдается несовпадение набора личностных характеристик, выявленных при анализе почерка, и определенных самим студентом.
Наше исследование еще раз доказывает, что текст, написанный от руки, многое может сказать опытному человеку о пишущем. По почерку можно узнать черты характера людей, рядом с которыми живешь, учишься или работаешь.
Проведение подобного исследования почерка на основе метода психографологии может быть полезно специалистам разных областей человеческой деятельности:
работникам отдела кадров (для наиболее оптимального отбора кандидатов на вакантную должность; для аттестации кадров на соответствие занимаемым позициям);
социальным службам и службам, занимающимся трудоустройством (для профессионального ориентирования молодых людей, безработных, иностранцев);
психологам (для диагностики психологических характеристик испытуемого и выявления психических заболеваний на ранней стадии, когда человек их еще не осознает или скрывает от других);
историкам (для исследования характера известных людей, живших в прошлом, о которых совсем не осталось записей, или имеющиеся противоречивые воспоминания);
техническим специалистам финансовых структур (для более точной диагностики пользователя по его рукописному тексту с целью принятия ответственных решений);
сотрудникам МВД (для осуществления мер безопасности VIP-персон; для поиска злоумышленников, установления особенностей личности подозреваемого или преступника, чтобы дать конкретные рекомендации по работе с ними, для составления психологического портрета террориста) и др.
Литература
Моргенштерн, И. Психографология/ И. Моргенштерн. ‑ СПб.: Питер, 1994. – 352 с.
1 О функции сада в русской литературе существует много исследований, из последних можно назвать работы В.А. Доманского, О.С. Сухих, К.И. Шарафдиной и др.).
Исследование выполнено в рамках проекта 058–П Программы стратегического развития ПГГПУ.
1 Современные тенденции и подходы к теории хронотопа см. здесь: [9].
2 Боги шумеро-аккадской космогонии. «Мардук – центральное божество вавилонского пантеона, главный бог Вавилона» [8: 110]. «Тиамат – персонификация первозданной стихии, воплощение мирового хаоса» [8: 505].
3 Об экфрасисе у Королева см.: [2].
Исследование выполнено в рамках проекта 058–П Программы стратегического развития ПГГПУ.
4 Литературное поле – поле сил, воздействующее на всех агентов литературного поля, которыми являются писатели, читатели, критики и т.д. Является частью культурного и социального полей
Исследование выполнено в рамках проекта 058–П Программы стратегического развития ПГГПУ.
5 Ср., Нестеров А. CONSTRUCTION OF THE NOVEL Хроника современной литературы. \\ НЛО № 57, 2002. С. 313-317; Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. - СПб: Невский простор, 2001. – С. 57-58, 72, 115, 118, 153, 367; Липовецкий М. Леонид Гиршович и поэтика необарокко (Пример «Прайса») \\ НЛО № 57, 2002. С. 220-237; Кукулин И. - Гиршович Л. Я должен быть подобен этому тексту \\ НЛО № 57, 2002. С. 238-245; Урицкий А. Плоды ума. Некоторые рецензии и статьи 1992-2000гг. \\ Леонид Гиршович. Прайс. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 1998 408с.
6 Легенда об обменных головах, легшая в основу одноименной повести Т. Манна, была популярна на протяжении веков в Ср. Азии и на Востоке. Впервые встречается в санскритском сборнике ХII в., затем издается на персидском, арабском и др. языках и повествует о сложности выбора между материей и духом.
Два друга «мало отличающиеся друг от друга возрастом и достоинством каст», но различные внешне, вместе отправляются в путь. Тело Шридамана являлось дополнением главного - его головы, тогда как у Нанды, напротив, главным было тело, а голова служила только придатком.
«И вот пришли они к месту омовения, и когда отдыхали в тени, предстала перед ними девушка, прекрасная в своей наготе как безгрешная анима». Нанда узнал в ней Ситу, дочь Сумантры из селения Воловий Дол. Через некоторое время Шридаман понял, что безнадежно влюблен в Ситу и просит друга сложить костер, на который он взойдет, для освобождения от своего недуга. Нанда берется устроить свадьбу друга, несмотря на то, что и сам влюблен в Ситу.
Но проходит время и Шридаман обнаруживает, что Сита, ожидающая от него ребенка, тайно тоскует по Нанде. Однажды подъехали они к высеченному в скале святилищу, и тут Шридаман, повинуясь внутреннему зову, выказал желание остановиться. Войдя в святилище, он на жертвеннике отсек себе мечом голову, тем самым давая миру физическому жить по своим законам и в согласии с самим собой. Войдя в святилище за задержавшимся там другом и увидя, что он сделал, Нанда также отсекает себе голову, признавая тем самым главенство духа над материей и невозможность ее изолированного существования. Позже Сита, найдя в святилище трупы мужа и друга, решает покончить с собой. Тут предстала ей богиня и решила отменить эту двойную жертву и велела Сите приставить головы правильно к туловищам. Однако Сита перепутала головы. Считая, что является женой того, кому принадлежит голова ее мужа - Шридамана - Сита, думает, что она получила идеального мужа, обладающего как светлой головой, так и прекрасным телом.
Однако со временем тело Нанды стало слабеть под влиянием головы, а голова стала терять свое благородство под влиянием тела Нанды. И наоборот: под влиянием головы Нанды окрепло тело Шридамана, а под влиянием тела облагородилась голова. В качестве единственного выхода из положения Шридаман предложил Нанде отрешиться от их обременительного обличия и вновь растворить свои существа во всесущности.
По договору Шридаман и Нанда в поединке убили друг друга, а Сита взошла вместе с ними на погребальный костер, как душа запутавшаяся в своих поисках.
Исследование выполнено при поддержке гранта «Языковой быт современного прикамского села (социолингвистическое исследование)» (проект № 008-П) в рамках реализации Программы стратегического развития ПГГПУ.
Исследование выполнено в рамках проекта 058–П Программы стратегического развития ПГГПУ.
1Локус – термин, не имеющий однозначной трактовки. Впервые термин начинает активно употреблять Ю.М. Лотман. В его статьях о семиотике художественного пространства звучит мысль о твердой приуроченности героя к определенному месту, локусу. Далее в одной из теорий термин «локус» рассматривается вместе с термином «топос», где первое относится к «закрытому пространству», а второе – к «открытому». По другой теории, «топосу» отводится роль в обозначении языка пространственных отношений, пронизывающих художественный текст; локус же соотносится с конкретным пространственным образом, отсылающим к действительности [3: 88].
2 Исследуется польский текст, следовательно, мы говорим о западноевропейской сказочной традиции.
3 Названия типических сюжетов цитируются по статье Р. Калуа «От сказки до научной фантастики» [2: 31-65].
4 Римские цифры обозначают нумерацию функций сказочных персонажей у В.Я. Проппа [1].
1 Здесь указание [www] свидетельствует о том, что использовалась Интернет-версия издания (см. Список литературы).
2 Почерком называют систему индивидуальных особенностей начертания и динамики воспроизведения букв, слов и предложений вручную различными людьми.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)