Облака в поэзии Георгия Адамовича
Е.И. Вербицкая
(ПГГПУ)
«Облако» – образ, проходящий через всю мировую литературу. Семантика облака, с онтологической точки зрения, включает в себя метонимическое обозначение природного явления, связанного с круговоротом воды. Облака, с одной стороны, являются реалиями, поскольку это явления, существующие в мире, явления, которые могут быть подвергнуты научному наблюдению, изучению и анализу. Облака являются частью любого пейзажа. Вместе с тем, эти реалии обладают дополнительными смыслами. В метафизическом аспекте образ облака осмысляется метафорически, и смысл его восходит к мифам. Семантика образа обусловлена еще и его этимологией, что зафиксировано в словарях разного типа. Образ облака актуализируется в культуре начала ХХ века, чему свидетельством появления его в заголовках стихотворений, поэм и поэтических сборников: «Облако в штанах» В. Маяковского, альманах «Авто в облаках», «Облака» Г. Адамовича. Маяковский и авторы альманаха – создатель и последователи футуризма. Г.Адамович – один из создателей и член «Цеха поэтов», разрабатывающего принципы акмеизма. Названия произведений футуристов эпатажны, основаны на оксюморонах и парадоксах. У Адамовича сборник стихотворений озаглавлен нейтрально, название только фиксирует предмет изображения.
Предметом исследования в этой статье является образы облаков в одноименном сборнике стихотворений Адамовича. Задача исследования состоит в том, чтобы проследить влияние традиций русской литературы на его трактовку этих образов.
Первый сборник Адамовича «Облака» опубликованный 1916 году в издательстве «Гиперборей», состоял из 25 стихотворений. Это и стало дебютом Адамовича в дальнейшем.
Первые рецензенты сборника «Облака» отмечали, что в стихотворениях Адамовича «чувствуется хорошая школа и проверенный вкус» [2], а также влияние «акмеистической поэтики» [2]. Одной из этих черт была «особенная зоркость к обыденной жизни» и «поиск эмоционально-напряженного содержания» [7]: «правда слова, соединенная с правдой чувства» [8].
В.Ф.Ходасевич счел стихи Адамовича несамостоятельными и вторичными по отношению к классической традиции: «Говорить о Георгии Адамовиче значило бы пока говорить о его учителях, что не входит в нашу задачу» (Утро России. 1916. 5 марта) [6: 23]. Зато Н.С.Гумилёв, одобрительно отозвавшийся о дебюте, писал: «…Он не любит холодного великолепия эпических образов, он ищет лирического к ним отношения и для этого стремится увидеть их просветленными страданием… Этот звук дребезжащей струны лучшее, что есть в стихах Адамовича, и самое самостоятельное» [6: 22]. Именно «дребезжащая струна», с его точки зрения, могла дать толчок развитию нового стиля и мировоззрения [6: 24].
Несмотря на название сборника, упоминание облаков встречается у Адамовича не часто. Облако отмечает существования чего-то: «А есть облака на высоком просторе» («Навеки блаженство нам Бог обещает!). Или конец чего-то существующего в мире: «Как будто над нами последнее облако тает» («Еще переменится все в этой жизни – о, да!»). Смерть, стоящую за вечно живой жизнью и говорящую «из-за бесконечных облаков» («Голосом небесным и морозным…»). Прошлое, которое закрывают «И дым, и облака» («Железный мост откинут…»).
«Облака», вынесенные в заголовок сборника, сочетают установку на традиционность с авторской интерпретацией.
Образ облака в одноименном сборнике присутствует в стихотворении «Вот так всегда, скучаю и смотрю…»:
Вот так всегда, – скучаю и смотрю
На золотую, бледную зарю.
Мне утешений нет. И я не болен, –
Я вижу облако и ветер в поле.
Но облако, что парус, уплывет
И ветер, улетая, позовет:
«Вон там Китай, пустыни и бананы,
Высоким солнцем выжженные страны».
И это жизнь! И эти кружева
Мне заменяют бледные слова,
Что слушал я когда-то, вечерами,
Там, над закатами, над облаками!
Но не могу я вспомнить тишины,
Той боли, и полета, и весны.
(1916) [1]
Написанное дистихами шестистопного ямба, стихотворение явно ориентировано на жанр элегии. Теперешнему «Вот так всегда…» противопоставлено некое «там», такое далекое, что лирический субъект уже не способен восстановить его в памяти. Элегическая временная дистанция дополняется пространственной: «Я вижу облако» – облако, находящееся в настоящем над ним, тогда как в прошлом, он когда-то пребывал «над закатами, над облаками».
Символами прежней свободы служат «облако и ветер в поле». Облако, зависимое от ветра, сравнивается с парусом, благодаря М. Лермонтову, навсегда обретшее в русской поэзии устойчивую семантику. Парус Лермонтова запечатлевший невоплотимый романтический максимализм, тоску по гармонии и осознание собственной неспособности слить воедино несочетаемое, выходит за пределы романтической эстетики. У Адамовича тоска заменяется снижающей переживание «скукой». А скука проистекает из характерной для начала ХХ века мысли о несовместимости жизни и искусства. Многообразие жизни и остроту ее переживания «заменяют бледные слова», превращая героя в созерцателя – «скучаю и смотрю», которому нет больше «утешений нет. У Лермонтова парус «белеет» – ему некуда плыть, У Адамовича парус следует за ветром, что герою уже не дано.
Для трактовки эволюционировавшей семантики образов этого стихотворения можно обратиться к энциклопедиям символов. От античности до Ренессанса парус был атрибутом непостоянной, как ветер, Фортуны, а также рожденной из моря Венеры [3]. В романтический период он стал символом устремленности к свободе и к неизведанному.
У Адамовича эти смыслы приобретают особые смыслы. Парус, уносимый, как облако, ветром означает быстро пролетающее время жизни. Облако, которое по Далю, происхождением связано с облачением или оболакиванием становится хранилищем для всего утраченного – любви, памяти, страдания, смягченного элегической временной дистанцией. Ветер – символ силы, непостоянства и эфемерности, – таковы его основные значения в культуре XX столетия [7]. По принципу психологического параллелизма (А. Веселовский), ветер, облако, парус, предстают явлениями антропоморфными и характеризующими мысли, чувства, желания героя.
Образ облаков присутствует и в стихотворении «Стоцветными крутыми кораблями…»:
Стоцветными крутыми кораблями
Уж не плывут по небу облака,
И берега занесены песками,
И высохла стеклянная река.
Но в тишине еще синеют звезды
И вянут затонувшие венки,
Да у шатра разрушенного мерзнут
Горбатые, седые старики.
И сиринам, уж безголосым, снится,
Что из шатра, в шелках и жемчугах,
С пленительной улыбкой на устах
Выходит Шемаханская царица.
(1916) [1]
В первой строфе стихотворения отсутствующие («уж не плывут») облака сравниваются со «Стоцветными крутыми кораблями». Корабль во многих национальных мифологиях служит средством переправы из одного мира в другой лодка Харона, египетские ладьи и т.п.). В христианской мифологии смерть не конечна, похоронная лодка может обернуться колыбелью, корабль может стать символом безопасности среди жизненных штормов. Корабль с крестообразной мачтой и крестообразным якорем был тайным раннехристианским знаком Христа и его Церкви. Река, отделяющая живых от мертвых, тоже является знаком уходящего времени и жизни [7]. «И высохла стеклянная река»… с берегами, которые «занесены песками», означает необратимость времени и его невозвратимость.
В предшествующем стихотворении говорилось о «выжженных странах», но, если первое меланхолично, то во втором слышны нотки отчаяния и смирения. Основной мотив стихотворения – безжалостное время, все превращающее в прошлое, у всего отбирающее жизнь. Свойственная акмеизму «тоска по мировой культуре», невосстановимой во всей ее полноте, окрашивает это уходящее в сто цветов когда-то живой жизни. Здесь значимым становится слово «тишина», пришедшая на смену «бледным словам» – даже сирины уже «безголосы». Птица – символ человеческой души и космического духа, способная свободно парить и достигать небес [4]. В славянской мифологии сирин – «одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Сирин – темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин – женщина несравненной красоты, от пояса же – птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот – истинное блаженство!» [5]. Имя птицы Сирин, популярной в поэзии русского постсимволизма взял своим псевдонимом В.Набоков.
Г. Адамович оставил немного стихов. В эмиграции он почитался скорее как критик и создатель поэзии «парижской ноты», продолжавшей традиции акмеизма. В его стихах много интертекстуальных перекличек, мифологических реминисценций и литературных аллюзий. Это определяет своеобразный «диалогический» характер его стихов и порождает связь с культурным контекстом.
Литература
Адамович Г.В. Из сборника «Облака», 1916. Источник: Librusec.
Адамович Г.В. Биография. Русские поэты «Серебряного поэта». Ленинград. – Издательство Ленинградского университета, 1991. –Том второй. Акмеисты.
Ермаков Э. Георгий Адамович. Стихи. Ковчег – поэзия первой эмиграции. М., ИПЛ, 1991.
Малышев А. Лето и дым. Георгий Адамович о Петрограде меж двух революций. www.rulife.ru (1965)
Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. М., Советская Энциклопедия,1991.
Русская литература 20 века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь: в 3 т./ под общей редакцией Н.Н.Скатова. М.: издательство «Олма – Пресс Инвест», 2005. Российская Академия наук. Институт русской литературы/Пушкинский дом. Том 1. С.20-26.
Тресиддер Д. Словарь символов. М., издательство «Фаир – Пресс», 1999.
Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. М., 2001.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)