Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
А.А.Селиванова
(ПГГПУ)
Виталий Кальпиди уже в 1980-х годах был признанным поэтом на Урале и к 1990-м годам возглавил уральский поэтический андеграунд. В 1990-е целая плеяда молодых авторов увидела в Кальпиди культурного героя и своего наставника. Очень показателен в этом отношении фрагмент из стихотворения Игоря Богданова:
«В Перми набился сумрачный народ,
На революцию в большой обиде.
Народ кривил освобождённый рот -
И говорил стихами из Кальпиди». [1]
Заглянув в Энциклопедию уральской поэзии (идеологом которой является В.Кальпиди), обнаружим, что в графе «Основные имена влияния, переклички» имя Виталия Кальпиди появляется часто (18 случаев). Его имя называют Дмитрий Бавильский, Дмитрий Долматов, Антон Колобянин, Александр Петрушкин и др. Заметим, что многие из восемнадцати авторов появились на литературной сцене именно в 1990-е.
Так, например, Антон Колобянин (1971 г.р.), пермский поэт, в 1988 году открыто заявил о важной роли Кальпиди в своём творчестве: «Более точного поэта, более точного и более точно отвечающего моим исканиям я не знаю. Мой любимейший поэт. … И в основном, процентов семьдесят моих текстов инспирированы именно текстами Кальпиди – я могу сказать так. Когда я читаю его текст и переживаю его... я всегда поднимаюсь на какую-то новую ступень сознания. И это помогает написать собственный текст». [7: 158]
С 2002 года Колобянин отказывается писать стихи и не читает текстов, написанных прежде. Однако поэзия Колобянина и сегодня привлекает к себе внимание. Так в 2010 году в журнале «Вещь» выходит подборка стихов поэта, а в 2014 году вышла его книга в рамках нового совместного проекта Виталия Кальпиди и Марины Волковой «ГУЛ» (Галерея уральской литературы).
Важной характерной чертой поэзии Колобянина становится исповедальность, которая и делает его лирического героя персонифицированным авторским «я». Эта рецепция из Кальпиди позволяет достигнуть Колобянину схожести в интонации, наполнить поэзию психологизмом, но не без иронии (как и у Кальпиди):
«В тишайшем городе на Каме
Летает муза сквозняка.
Я обожаю Мураками.
Но не читал его пока». [5: 54]
Установка на психологизм и интимность в поэзии Колобянина предугадывает присущую текстам телесность, даже эротизм. Яркий пример схожести образа лирического героя Колобянина и Кальпиди в этом отношении – стихотворение «Любовь, обрати меня вновь…». В тексте через чувство герой перевоплощается, что позволяет ему сместить взгляд, выйти из «я» и стать над лирической ситуацией. То же происходит с лирическим героем Кальпиди. Так в стихотворении «Не разглядывай ночью мужчину» лирический герой переходит в инобытие, сон, где и может творить текст.
Как и лирический герой Кальпиди, лирический субъект в поэзии Колобянина мыслит метафизическими категориями, размышляет о жизни и смерти, о природе любви.
Впрочем, это свойственно не только лирическому герою Колобянина. Такая же тенденция прослеживается в стихотворениях Игоря Богданова, Андрея Сальникова, Сергея Стаканова и др.
Стоит заметить, что лирический герой в 1990-е на Урале при соотнесённости с лирическим героем Кальпиди всё-таки не повторяет путь его развития, а ведёт с ним диалог, как с признанным эталоном.
В 1996 году Борис Рыжий пишет весьма ироничную рецензию на первый том Антологии уральской поэзии, в которой не только высказывает оценку её содержания и оформления, но и формулирует своё отношение к предшественникам, к поэтике и деятельности Кальпиди. Рыжий находит некоторые стихотворения в Антологии нечистоплотными и даже гадкими, на фоне которых теряются стихотворения «настоящих поэтов»: Ройзмана, Смирнова и Фомина и др. Не устраивает Рыжего и умопомрачительное псевдоджойсевское нагромождение метафор. А в финале рецензии поэт сравнивает литературную и культурную ситуацию на Урале с апогеем древней культуры – Римом: «Что же касается концепции книги, Уральского поэтического ландшафта – это просто смешно. Родина поэзии – Рим. Культура. Именно по культуре тосковал Овидий, тем не менее сочиняя латинские стихи и не собирая антологий творчества некультурного народа». [6: 454]
Спор, отталкивание от лирического героя Кальпиди происходит и в 2000-е. Молодые поэты уже не видят в демиурге уральской поэтической школы своего учителя, а некоторые достаточно резко высказываются как о его творчестве, так и о главном его проекте – уральской поэтической школе.
Иван Козлов пишет «У меня от его стихов [Кальпиди – прим.] почти физическое чувство синтетики, запаха оплавленной оплётки на проводах. Это, боже упаси, не упрёк стихам, а нечто до крайности субъективное. Я пытаюсь их читать, потом чувствую, как горит пирамида из автомобильных шин, как работает ручная дисковая пила, и перестаю читать». [8]
Еще один поэт Павел Чечёткин замечает: «Сложившаяся региональная поэтическая школа – удача для города и большое несчастье для поэтов, которые в нем живут. Такие школы складываются обычно вокруг каких-нибудь крупных поэтических фигур, и города становятся их заложниками». [8]
Поэты, которых не устраивает пафос и даже профетизм Кальпиди, всё чаще ориентируются на другую поэтическую фигуру, на ранее упомянутого Бориса Рыжего.
Рыжий – иной герой и совершенно другой вектор, идущий скорее против, чем в одну сторону с уральским поэтическим движением. По убеждению литературоведа Дмитрия Быкова, именно уральская поэтическая школа с её подчёркнутой трагичностью, с желанием «упиться смертью» могла стать губительной силой для Рыжего.[3]
В стихотворении Рыжего «Путешествие» имя Кальпиди предстаёт в ироническом контексте: его боготворят пермские не юные девицы, далёкие от современного нерва поэзии:
«…За тридцать, ну и что. Кальпиди так Кальпиди.
Отменно жить: икра и водка. Только нет,
не дай тебе Господь загнуться в сей квартире,
где чтут подобный слог и всем за тридцать лет…»[6: 202]
Лирический герой молодых уральских поэтов 2000-х – это хулиган, который стремится к разрушению. Его язык прост и лаконичен, потому и стих приближается к разговорной речи и в некоторых случаях становится верлибром (например, в поэзии Владимира Кочнева).
Герой теперь не исключителен, но он и не стремится к напряжённой социальности, что есть у современных столичных авторов – таких, как Андрей Родионов и Всеволод Емелин. Лирический герой современной уральской поэзии больше не являет собой исключительную масштабную личность, как то было в 1990-х и продолжает быть у Кальпиди. Лирический герой 2000-х сосредоточен на внутренних переживаниях и обращён к обыденности.
Итак, в 2000-е годы мы видим независимость уральских поэтов от Кальпиди. Однако Кальпиди и сегодня обладает высокой репутацией и продолжает быть центральной фигурой в уральской поэтической жизни. Только теперь на это работают не столько творческие факторы, сколько символический капитал (в терминах Пьера Бурдьё), которым для Кальпиди стала Антологии и вообще Уральской поэтической школы.
Развёрнутая полемика вокруг практически созданной Кальпиди Уральской поэтической школы позволила ему закрепить собственную символическую власть. Так, Данила Давыдов в своих размышлениях об уральской поэзии замечает: «Кальпиди не столько предлагает видеть в уральской литературе “особый” регион, сколько борется с Центром за символический капитал, предлагая именно Урал считать “подлинным” Центром. Эта борьба позиционирований втягивает в себя поэтов, в том числе (а может, и особенно) молодых». [4]
Лирический герой Кальпиди ушел из центра внимания, его автор превратился в культурного героя, стал своеобразным властителем дум. Без него не состоялась бы Уральская поэтическая школа, но мы понимаем, что ни без Антологии уральской поэзии, и не без Уральской поэтической школы у Кальпиди не было бы такой ошеломляющей репутации.
Литература
Богданов И. // Антология современной уральской поэзии. Т.1 [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/XWPQ5r (Дата обращения 13.04.2014)
Бурдьё П. Социология социального пространства. М.; СПб, 2007. 288 с.
Быков Д. Рыжий // Блуд труда. URL: http://link.ac/2SI16 (дата обращения 29.03.2014)
Давыдов Д. Поколение vs поэтика: молодая уральская поэзия // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006. С. 370.
Колобянин А. Рецепт // Вещь. Пермь, 2010. №2. С. 54.
Рыжий Б. Оправдание жизни. Екатеринбург, 2004. 832 c.
Сидякина А. Маргиналы: уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы. Челябинск, 2004. С. 158.
Электронная энциклопедия «Литература Пермского края XXI века». Пермь, 2013. [Электронный ресурс]
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)