logo
Молодая филология 2014 основная часть

Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)

А.И. Серина

(ПГГПУ)

Термин «территориальная идентичность» мы заимствуем из социологии и психологии. Именно в этих научных областях территориальная идентичность рассматривается как часть идентичности социальной. Социальная идентичность - один из процессов социальной идентификации, который состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически менее важными, чем общие групповые свойства. Социальная идентификация организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других. И достаточным основанием для социальной идентичности, для формирования знания человека о самом себе, становится пространство. [6]

Процесс регионализации в России в 1990-е годы вызвал активизацию процессов региональной идентификации - то есть наличие в массовом сознании компонента соотнесенности своего места в территориальном пространстве преимущественно с региональным локусом. [5] Как именно переосмысляется чувство места у уральских поэтов в XXI веке нам и предстоит проследить в настоящей работе.

Материалом для анализа стал корпус текстов из «Антологии уральской поэзии». Это три поэтических сборника, своеобразных «стоп-кадра» литературного процесса на Урале (1996, 2003, 2011). В выбранных стихотворениях упоминаются названия двух крупных уральских городов: Свердловска и Перми. Ранее с помощью метода контент-анализа [4] мы выявили количественное соотношение этих названий в третьем томе «Антологии уральской поэзии». Сегодня мы сосредоточимся на качественных, т.е. содержательных аспектах.

Уральская поэтическая школа в целом маркируется через географическую принадлежность. Мы провели подсчеты упоминаний двух уральских городов во всех трех томах «Антологии». Количественные подсчеты показали, что обращение к этому фактору возросли от первого к третьему тому. Но при качественном анализе мы можем наблюдать существенные различия в восприятии места. Для этого мы сравнили восприятие городов у авторов «поэтического андеграунда» 1980-1990-х годов и у молодых уральских поэтов ХХI в.

Пермь.

В первом томе «Антологии» мы можем встретить образ дремучей Перми, места, находящегося, где-то на краю. Характерна здесь семантика колючего и когтистого. Так, например, в стихотворении В. Дрожащих такую семантику носят образы деревьев.

Непрочитанная страница,

милых рук дорогой узор,

Пермь дремучая притомится

и колючий с ней разговор.

(Владислав Дрожащих) [1: 84]

Пермь в уральской поэзии может приобретать и анималистические черты. «Перми многокогтистая отчизна» в стихотворении Владислава Дрожащих представляется нам в образе животного, непременно хищника. Скорее всего, это образ медведя, как одного из основных символов Урала. Строчка транслирует некоторый отголосок зооморфизма уральской мифологии. Одновременно работает и мортальная семантика («полутризна»), характерная для пермского текста.

Себе поверь по жизни-дешевизне,

Перми многокогтистая отчизна:

ты - полутрезвость или полутризна;

не по тебе обетованный рай.

(Владислав Дрожащих)[1:84]

Ранее проанализировав особенности городского пространства Перми в поэзии Антона Бахарева-Черненка и Ивана Козлова, мы пришли к выводу, что у обоих поэтов наблюдаются основные значения пермского текста, то есть, семантические константы, отмеченные исследованиями Владимира Васильевича Абашева. У Антона Бахарева это – погруженность в природное (сродни поэзии В.Дрожащих), а у Ивана Козлова – инфернальная хтоничность (наряду с «Приди мне в голову, что Пермь сродни аиду…» В.Кальпиди).

Таким образом, с одной стороны, мортальные и эсхатологические признаки пространства города могут быть продолжением традиций уральской поэтической школы (мотивы смерти и хтонического ужаса стихотворений В.Кальпиди в различных вариациях), но в то же время несут в себе отпечаток современности (Иван Козлов словно отсылает к популярным в интернете образам Ктулху – «Мифы Ктулху»).

Свердловск

По результатам контент-анализа номинация «Свердловск» встречается намного чаще, чем «Екатеринбург» В третьем томе «Антологии» наблюдается соотношение 20:7. Это может быть объяснено двумя факторами: либо номинация «Свердловск» употребляется в качестве обращения к советскому прошлому, либо используется для экономии произносительных усилий. Как мы убедились на примере Челябинска, последний фактор играет немаловажную роль.

Большая часть стихотворений первого тома «Антологии», где упоминается этот город, прямо или косвенно связана с античными мотивами.

Гениальный тусовщик, вернувшись в родную Итаку…

Помнишь, как возвратился любимец богов, Одиссей?

Он стоял, как и ты, у ворот за гранитным засовом…

или въехал в Свердловск, где на долгое время пропал.

(Дмитрий Долматов) [1: 62]

В чёрно-белом Свердловске заносят снега - в протокол.

На Итаке зима - на Итаке тепло и вино.

(Евгений Туренко) [1: 281]

Как мы видим, авторы отождествляют Свердловск с Итакой, согласно греческому эпосу, родиной Одиссея.

История Одиссея – история долгого возвращения на родину. Авторы живут на закате целой эпохи, и этот путь может символизировать либо начало обретения той самой родины, либо окончательную ее потерю.

Герой стихотворения молодого поэта Константина Комарова, оказавшись внезапно на улице, куда он не хотел выходить, понимает, что расстояние в пятьсот метров почти непреодолимо. Свердловск предстает труднопроходимой, болотистой местностью.

500 шагов до магазина.

Всего-то ничего. Чуть-чуть.

А будто тянешь в мокасинах

тяжелый по болотам путь.

…и на замерзшее рагу

похожи улицы Свердловска.

Скорей – туда. Мне страшно здесь,

где свет под темень наплывает… [3:157]

Таким образом, в стихотворении Комарова Свердловск – просто обступающий человека мир, место жизни. Вспомним, каким видел Свердловск, например, Борис Рыжий:

Приобретут всеевропейский лоск

слова трансазиатского поэта,

я позабуду сказочный Свердловск

и школьный двор в районе Вторчермета. [2: 157]

Или

Мрачно идет вдоль квартала народ.

Мрачно гулит за кварталом завод. [2:157]

В поэзии Бориса Рыжего Свердловск ярок и темен. И в сравнении с такими описаниями можно сделать вывод, что современные поэты «не видят» Свердловск вообще. Им уже не интересны заводы Вторчермета, а новый Екатеринбург еще не понятен, не присвоен ими. Екатеринбургские поэты 1990- начала 2000-х активно обращены к образам культуры (Б. Рыжий, О. Дозморов и др.), самое молодое поколение (К.Комаров, А.Вавилов и др.) обращается к пространству только как к конкретному месту и не стремится считывать эти образы.

Литература

  1. Антология современной уральской поэзии. 1 том (1972-1996). Челябинск, 1996. 360 с.

  2. Антология Современной уральской поэзии. 2 том (1997-2003). Челябинск,2003.

  3. Антология. Современная уральская поэзия 2004 – 2011 гг. Челябинск, 2011. 351 с.

  4. Дмитриев И. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyfactor.org/lib/k-a.htm (дата посещения: 23.04.2013)

  5. Кадочникова И.С. Проблема территориальной идентичности в лирике М.Зиминой // Уральский филологический вестник. 2013. №2. С. 168 – 181.

  6. Самошкина И.С. Территориальная идентичность как социально-психологический феномен. Автореферат дисс._..._ канд. филолог. наук. М., 2008. 185 с.