logo
Молодая филология 2014 основная часть

VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.

Е.О. Чугайнова

(ПГГПУ)

Работа по обучению сжатому изложению осуществляется на уроках развития речи только в 5 и 6 классах. Нужно сказать, что речевые умения по отбору нужной, существенной информации, сжатию высказывания в устной речи и текста в письменной речи необходимы учащемуся не только в школьном обучении, но и в жизни. В 5-6 классе эти умения формируются, и их формирование должно быть продолжено, но, к сожалению, современные программы и учебники по русскому языку в национальной школе не дают учителю такой возможности, поэтому создание непрерывной системной подготовки к этому виду работы на протяжении обучения с 5 по 9 класс очень важно.

В работах методистов представлена классификация видов изложений, в том числе сжатого, перечень речевых умений и обучающие задания, необходимые для создания текста сжатого изложения.

Объектом нашего исследования является сжатое изложение в ГИА в 9 классе.

Предметом - система подготовки учащихся к написанию сжатого изложения.

Цель нашей работы - отобрать и систематизировать приёмы обучения написанию сжатого изложения и разработать методические рекомендации для учителя.

Мы в своей работе сопоставили КИМы тестов ГИА с 2010 по 2014 год и проанализировали, меняются ли требования к написанию сжатого изложения. В 2012 году внесены изменения в требованиях к тексту и к критенриям сжатого изложения: 

1) В части 1  (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 90 слов). 2) В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (объем 130 слов вместо прежних 260). 3) Количество микротем в исходном тексте сократилось с 4 до 3.

В соответствии с  инструкцией текст для прослушивания звучит в аудиозаписи в течение 2,5 - 3 минут. Темп достаточно быстрый (сравните: учитель читает текст на протяжении 10 минут).

Изменения в критериях оценивания текста сжатого изложения:

1) изменена формулировка критерия ИК2: экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста или для сжатия 1, 2, 3 микротем теста;

2) исключено условие, которое устанавливает, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. [5]

Для выстраивания системной работы по обучению сжатому изложению мы проанализировали задания в учебниках 5-9 классов для национальной школы с целью выявления специальных упражнений, ориентированных на формирование специальных речевых умений для написания изложений разных видов: 

В 5-м классе, даны 3 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения: [1: 323-324]

В 6-м классе -1 упражнение по подготовке к написанию подробного изложения [2: 20]

В 7-ом классе – нет упражнений.

В 8-ом классе – 2 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения: [9: 290-292]

В 9-ом классе – 4 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения:. [8: 49-50], [8: 99-100], [8: 139-140], [8: 174].

Вся работа, направленная на обучение изложению с 5 по 9 класс, сосредоточена на 10 упражнениях, чего явно недостаточно для качественной подготовки к выполнению части ГИА по написанию сжатого изложения в 9 классе.

Кроме того, в учебниках имеются упражнения с заданиями, которые направлены на формирование общеречевых умений, необходимых для написания текста любого изложения: озаглавить текст, определить тип речи, стиль речи, указать средства связи предложений, разделить текст на смысловые части, сформулировать основную мысль текста.

В научно-методической литературе на важность формирования специальных умений, необходимых для создания текста сжатого изложения, обращают внимание многие авторы, в том числе учителя-практики, но общепринятой классификации нет. Мы попробовали вычленить специальные умения и систематизировать их в классификацию, дополняя ее умениями, заявленными в работах следующих авторов: Л.М.Пулялиной; Н.А.Черемисиной; Е.М. Ляшиной; Д.М.Швецовой, А.В. Волковой, Н.А.Шапиро.

Специальные умения, необходимые для написания сжатого изложения: извлекать информацию при аудировании и чтении, сжимая ее; выделять главную и второстепенную информацию; определять микротемы исходного текста и сохранять их точное количество в сжатом изложении; умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания; использовать способы сжатия текста – исключение, обобщение, замена.

В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебного года мы разработали и осуществили педагогический эксперимент, который состоял из 3 этапов: диагностирующего, формирующего и контрольного. Мы провели диагностику знаний о сжатом изложении и выяснили степень сформированности только специальных речевых умений у учеников 8 класса, необходимых для создания текста сжатого изложения по прослушанному тексту. Далее нами было осуществлено моделирование формирующего этапа работы, который предполагал введение в учебный процесс упражнений и заданий, которые позволяют формировать специальные речевые умения. Эксперимент проводился в «8» классе МОУ ООШ «Сепольской основной общеобразовательной школы».

На диагностику учащихся было отведено 2 урока. Учащиеся писали сжатое изложение по тексту публицистического стиля, тип данного текста - рассуждение, тема – роль книги в жизни человека.

Сжатое изложение проверялось по критериям, аналогичным для проверки сжатого изложения в тесте ГИА по русскому языку для 9 класса.

Показатели учащихся по критериям оценивания изложения:

Критерии оценивания изложения

1.

Передача основного содержания прослушанного текста

2.

Выделение микротем

3.

Использование приёмов сжатия текста

4.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: отсутствие логических ошибок

5.

Абзацное членение

Полученные данные позволили нам сделать вывод: учащиеся не умеют использовать приёмы сжатия текста, не все микротемы отражают в тексте сжатого изложения, нарушают логику передачи содержания прослушанного текста, не выделяют абзацы.

Для улучшения результатов по написанию сжатого изложения в 8 и в 9-м классах проводилась системная работа, направленная совершенствование умений по созданию текстов сжатого изложения.

В работу по формированию практических умений были введены упражнения, формирующие следующие умения: определять количество микротем в тексте и передавать их содержание; умение использовать приёмы сжатия текста; умение передавать содержание текста не нарушая логику. Приведем некоторые примеры: 

Упражнение на выделение микротем в тексте.

Задание: Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.

Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант) [4:10]

Упражнение на использование приемов сжатия текста.

Задание: Исключите повторы и объедините предложения.

В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». [6: http://uchimcauchitca.blogsport.com/2012/01/]

После формирующего этапа предполагается провести контрольный этап. Учащимся будет предложен текст для написания сжатого изложения. Изложения будут проверяться по тем же критериям. Будет сделан анализ качества выполнения критериев и статистическая обработка результатов. С учетом полученных данных мы планируем создать методические рекомендации для учителя, которые помогут ему, учесть существующие проблемы и совершенствовать подготовку выпускников с опорой на методические материалы по обучению сжатому изложению.

Литература

  1. Ашурова С.Д. Русский язык: Учебник для 5 кл. национальной школы./ С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 343 с.

  2. Ашурова С.Д. Русский язык: Учебник для 6 кл. национальной школы./ С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 319 с.

  3. Ашурова С.Д. Русский язык: Учебник для 7 кл. национальной школы./ С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 239 с.

  4. Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шапиро Н.А., Шувалова Е.Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. / А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Н.А.Шапиро, Е.Ю.Шувалова// Русский язык приложение к газете 1-ое сентября. № 09, 2010. с 7-13.

  5. Демонстрационные варианты ГИА: 2010-2014 гг. Режим доступа: http://www.fipi.ru/, свободный.

  6. Егорова Г.Т. Презентация. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения./Г.Т. Егоровна- Режим доступа: http://uchimcauchitca.blogsport.com/2012/01/., свободный.

  7. Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учебник для 8 кл. национальной школы. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 303 c.

  8. Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учебник для 9 кл. национальной школы. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 191 c.