VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
Е.О. Чугайнова
(ПГГПУ)
Работа по обучению сжатому изложению осуществляется на уроках развития речи только в 5 и 6 классах. Нужно сказать, что речевые умения по отбору нужной, существенной информации, сжатию высказывания в устной речи и текста в письменной речи необходимы учащемуся не только в школьном обучении, но и в жизни. В 5-6 классе эти умения формируются, и их формирование должно быть продолжено, но, к сожалению, современные программы и учебники по русскому языку в национальной школе не дают учителю такой возможности, поэтому создание непрерывной системной подготовки к этому виду работы на протяжении обучения с 5 по 9 класс очень важно.
В работах методистов представлена классификация видов изложений, в том числе сжатого, перечень речевых умений и обучающие задания, необходимые для создания текста сжатого изложения.
Объектом нашего исследования является сжатое изложение в ГИА в 9 классе.
Предметом - система подготовки учащихся к написанию сжатого изложения.
Цель нашей работы - отобрать и систематизировать приёмы обучения написанию сжатого изложения и разработать методические рекомендации для учителя.
Мы в своей работе сопоставили КИМы тестов ГИА с 2010 по 2014 год и проанализировали, меняются ли требования к написанию сжатого изложения. В 2012 году внесены изменения в требованиях к тексту и к критенриям сжатого изложения:
1) В части 1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 90 слов). 2) В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (объем 130 слов вместо прежних 260). 3) Количество микротем в исходном тексте сократилось с 4 до 3.
В соответствии с инструкцией текст для прослушивания звучит в аудиозаписи в течение 2,5 - 3 минут. Темп достаточно быстрый (сравните: учитель читает текст на протяжении 10 минут).
Изменения в критериях оценивания текста сжатого изложения:
1) изменена формулировка критерия ИК2: экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста или для сжатия 1, 2, 3 микротем теста;
2) исключено условие, которое устанавливает, что количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. [5]
Для выстраивания системной работы по обучению сжатому изложению мы проанализировали задания в учебниках 5-9 классов для национальной школы с целью выявления специальных упражнений, ориентированных на формирование специальных речевых умений для написания изложений разных видов:
В 5-м классе, даны 3 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения: [1: 323-324]
В 6-м классе -1 упражнение по подготовке к написанию подробного изложения [2: 20]
В 7-ом классе – нет упражнений.
В 8-ом классе – 2 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения: [9: 290-292]
В 9-ом классе – 4 упражнения по подготовке к написанию подробного изложения:. [8: 49-50], [8: 99-100], [8: 139-140], [8: 174].
Вся работа, направленная на обучение изложению с 5 по 9 класс, сосредоточена на 10 упражнениях, чего явно недостаточно для качественной подготовки к выполнению части ГИА по написанию сжатого изложения в 9 классе.
Кроме того, в учебниках имеются упражнения с заданиями, которые направлены на формирование общеречевых умений, необходимых для написания текста любого изложения: озаглавить текст, определить тип речи, стиль речи, указать средства связи предложений, разделить текст на смысловые части, сформулировать основную мысль текста.
В научно-методической литературе на важность формирования специальных умений, необходимых для создания текста сжатого изложения, обращают внимание многие авторы, в том числе учителя-практики, но общепринятой классификации нет. Мы попробовали вычленить специальные умения и систематизировать их в классификацию, дополняя ее умениями, заявленными в работах следующих авторов: Л.М.Пулялиной; Н.А.Черемисиной; Е.М. Ляшиной; Д.М.Швецовой, А.В. Волковой, Н.А.Шапиро.
Специальные умения, необходимые для написания сжатого изложения: извлекать информацию при аудировании и чтении, сжимая ее; выделять главную и второстепенную информацию; определять микротемы исходного текста и сохранять их точное количество в сжатом изложении; умение точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания; использовать способы сжатия текста – исключение, обобщение, замена.
В течение 2012-2013 и 2013-2014 учебного года мы разработали и осуществили педагогический эксперимент, который состоял из 3 этапов: диагностирующего, формирующего и контрольного. Мы провели диагностику знаний о сжатом изложении и выяснили степень сформированности только специальных речевых умений у учеников 8 класса, необходимых для создания текста сжатого изложения по прослушанному тексту. Далее нами было осуществлено моделирование формирующего этапа работы, который предполагал введение в учебный процесс упражнений и заданий, которые позволяют формировать специальные речевые умения. Эксперимент проводился в «8» классе МОУ ООШ «Сепольской основной общеобразовательной школы».
На диагностику учащихся было отведено 2 урока. Учащиеся писали сжатое изложение по тексту публицистического стиля, тип данного текста - рассуждение, тема – роль книги в жизни человека.
Сжатое изложение проверялось по критериям, аналогичным для проверки сжатого изложения в тесте ГИА по русскому языку для 9 класса.
Показатели учащихся по критериям оценивания изложения:
№ | Критерии оценивания изложения |
1. | Передача основного содержания прослушанного текста |
2. | Выделение микротем |
3. | Использование приёмов сжатия текста |
4. | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: отсутствие логических ошибок |
5. | Абзацное членение |
Полученные данные позволили нам сделать вывод: учащиеся не умеют использовать приёмы сжатия текста, не все микротемы отражают в тексте сжатого изложения, нарушают логику передачи содержания прослушанного текста, не выделяют абзацы.
Для улучшения результатов по написанию сжатого изложения в 8 и в 9-м классах проводилась системная работа, направленная совершенствование умений по созданию текстов сжатого изложения.
В работу по формированию практических умений были введены упражнения, формирующие следующие умения: определять количество микротем в тексте и передавать их содержание; умение использовать приёмы сжатия текста; умение передавать содержание текста не нарушая логику. Приведем некоторые примеры:
Упражнение на выделение микротем в тексте.
Задание: Подчеркните предложения, в которых содержатся тезисы. Разбейте текст на абзацы.
Более двух тысяч лет назад пряности ценились наравне с золотом. Прибыв ко двору могущественного царя Соломона, царица Савская привезла ему в дар кроме золота и драгоценных камней «великое множество пряностей». Особенно ценился перец. И на Востоке и на Западе он иногда служил денежным эквивалентом. Известны случаи, когда перцем платили налоги. (Н.Грант) [4:10]
Упражнение на использование приемов сжатия текста.
Задание: Исключите повторы и объедините предложения.
В Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести». [6: http://uchimcauchitca.blogsport.com/2012/01/]
После формирующего этапа предполагается провести контрольный этап. Учащимся будет предложен текст для написания сжатого изложения. Изложения будут проверяться по тем же критериям. Будет сделан анализ качества выполнения критериев и статистическая обработка результатов. С учетом полученных данных мы планируем создать методические рекомендации для учителя, которые помогут ему, учесть существующие проблемы и совершенствовать подготовку выпускников с опорой на методические материалы по обучению сжатому изложению.
Литература
Ашурова С.Д. Русский язык: Учебник для 5 кл. национальной школы./ С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 343 с.
Ашурова С.Д. Русский язык: Учебник для 6 кл. национальной школы./ С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 319 с.
Ашурова С.Д. Русский язык: Учебник для 7 кл. национальной школы./ С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунов, Н.М. Хасанов. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 239 с.
Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шапиро Н.А., Шувалова Е.Ю. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. / А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Н.А.Шапиро, Е.Ю.Шувалова// Русский язык приложение к газете 1-ое сентября. № 09, 2010. с 7-13.
Демонстрационные варианты ГИА: 2010-2014 гг. Режим доступа: http://www.fipi.ru/, свободный.
Егорова Г.Т. Презентация. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения./Г.Т. Егоровна- Режим доступа: http://uchimcauchitca.blogsport.com/2012/01/., свободный.
Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учебник для 8 кл. национальной школы. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 303 c.
Сабаткоев Р.Б. Русский язык: Учебник для 9 кл. национальной школы. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 191 c.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)