Прецедентные тексты современных студентов
Д.А. Шайхелгалиева
(ФЭК)
Студенческий возраст является важным периодом в становлении личности, в определении ценностных установок, а корпус художественных текстов, изучаемых на первом курсе в колледже, служит основой для создания картины мира человека. Следовательно, необходимы наблюдения за формированием прецедентных текстов студентов.
Термин «прецедентный текст» был впервые введён в научную практику Ю.Н. Карауловым в докладе «Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности» в 1986 году [2:105-126].
Прецедентный текст – это законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности; полипредикативная единица; сложный знак, сумма значений которого не равна его смыслу; прецедентный текст хорошо знаком любому среднему члену национально-культурного сообщества; в когнитивную базу входит инвариант его восприятия. [1:107].
Основными дифференцирующими признаками прецедентного текста являются: воспроизводимость, сверхличностный характер, его ценностная значимость (эмоциональная и познавательная) для определенной культурной группы и способность выполнять роль образца, эталона культуры.
Прецедентные тексты как объект исследования привлекали к себе внимание многих современных лингвистов (Ю.Н. Караулов, А.Е. Супрун, В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова, Е.А. Земская, В.В. Красных, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, Д.Б. Багаева и др.).
В качестве материала исследования использовался корпус воспроизводимых высказываний, полученных от студентов НОУ СПО «Финансово-экономический колледж».
Поскольку одним из основных признаков прецедентного текста является его воспроизводимость, поэтому мы предполагаем, что набор прецедентных текстов может быть выявлен с помощью механизма воспроизведения текста.
Эксперимент проводился со студентами НОУ СПО «Финансово-экономический колледж». В эксперименте приняли участие 38 человек (10 юношей и 28 девушек). Студентам предлагалось задание: «Напишите приходящие вам в голову фразы из любого текста».
В результате эксперимента было получено 38 анкет, в которых было представлено 71 воспроизводимое высказывание.
На первом этапе экспериментальный материал был представлен в виде электронной базы данных, в которой фиксировались его количественные признаки по полу информантов.
На втором этапе определялся текст-источник и его автор.
На третьем этапе мы классифицировали тексты. Чаще всего к прецедентным текстам применяется жанровая классификация.
Наш материал показал, что тексты, которые воспроизводят студенты, принадлежат к следующим жанрам:
песни (отечественные и зарубежные);
художественные произведения (поэтические тексты и прозаические художественные произведения);
рекламные тексты;
афоризмы и цитаты;
телетексты.
К значимым для текстового сознания студентов группам текстов относятся: художественные произведения (47% от общего количества воспроизведений), песни (28%), афоризмы и цитаты из социальных сетей (17%).
В XХI веке – веке высоких технологий ‑ текст начинает функционировать в виртуальном мире. На страничках пользователей социальных сетей часто можно увидеть различные фразы известных людей. Наш материал показывает, что афоризмы и цитаты из социальных сетей составляют значительную группу. Приведем в качестве примера некоторые из них: Девушка, которая не краситься – слишком высоко мнения о себе (Коко Шанель), Порядок необходим глупцам, гений же властвует над хаосом (Альберт Эйнштейн), Хватит это терпеть! (В.В. Жириновский) и др. В Интернет-пространстве фраза В.В. Жириновского часто обыгрывается в игровом, ироничном ключе (например, Мама заставляет мыть посуду? Хватит это терпеть!).
В текстовом сознании студента группа Песня имеет достаточно большой вес (более ¼ от всех воспроизводимых фраз). Это можно объяснить тем, что в этом возрасте особенно значимой становится внеучебная деятельность; и у студентов формируется потребность в песне как средстве приобретения социального статуса среди сверстников. Можно сказать, что песня является «паролем» субкультуры, она помогает найти «себе подобных» («своих») среди множества людей. Наличие «своих» песен у членов определенной группы указывает на групповую идентичность и общность ценностей.
Тематика группы Песня весьма различна: детские песни («В лесу родилась ёлочка…»), песни о любви, военно-патриотические песни («А на груди его светилась медаль за город Будапешт»). Заметим, что среди текстов песен оказались и иноязычные тексты: Don’t worry ‑ be happy (Bobby McFerrin) и др.
Подробнее мы рассмотрим, как функционирует наиболее значимая для студентов группа текстов ‑ художественные произведения.
В группу Художественные произведения вошли классические и близкие к классическим поэтические (55%) и прозаические (45%) произведения русской и зарубежной литературы.
В подгруппу поэтические произведения литературы вошли 18 фраз из различных текстов.
Произведения А.С. Пушкина занимают 83% от всех классических поэтических текстов. Студенты цитировали несколько его произведений: «Осень», «На холмах Грузии…», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила», «К***», «Я вас любил: любовь еще, быть может…».
Кроме названных выше произведений, студенты воспроизводили и другие стихи: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Крестьянские дети» Н. Некрасова, «Детство» И.З. Сурикова.
В подгруппу прозаические произведения русской и зарубежной литературы вошли следующие тексты: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Маленький принц» Антуана Де Сент-Экзюпери, пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова и «На дне» М. Горького, «Удар русских богов» В.А. Истархова, «Кафка на пляже» Харуки Мураками.
Трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» и «Отелло» составляет 53% от всех прозаических текстов. Этому, на наш взгляд, способствует жизненность его произведений, великолепное описание характеров героев и интерес молодёжи к историям о несчастной любви.
Итак, поскольку основными признаками прецедентного текста являются: воспроизводимость, сверхличностный характер, ценностная значимость для определенной группы, то к числу прецедентных текстов студентов мы относим следующие:
1. У лукоморья дуб зелёный;/ Златая цепь на дубе том … (А.С.Пушкин) – 5 воспроизведений (7% от числа всех воспроизведенных в ходе эксперимента высказываний);
2. Быть или не быть, вот в чем вопрос. (У. Шекспир) – 5 воспроизведений;
3. Я помню чудное мгновенье:/
Передо мной явилась ты … (А.С.Пушкин) – 4 воспроизведения;
4. Молилась ли ты на ночь, Дездемона (У. Шекспир) – 3 воспроизведения.
Тексты редко цитируемые (1-2 раза в группе) были причислены к воспроизводимым и личностно значимым.
Подобный эксперимент можно провести в разных возрастных и социальных группах. Это, во-первых, позволит выяснить состав национального корпуса прецедентных текстов, во-вторых, выявить прецедентные тексты групп людей, различных по возрасту, полу, социальному положению, образованию и общему культурному уровню.
Литература
Гудков Д.Б., Красных В.В., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний //Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1997. №4.
Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. М.: Русский язык, 1986. С. 105 - 126.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)