logo
Молодая филология 2014 основная часть

Прецедентные тексты современных студентов

Д.А. Шайхелгалиева

(ФЭК)

Студенческий возраст является важным периодом в становлении личности, в определении ценностных установок, а корпус художественных текстов, изучаемых на первом курсе в колледже, служит основой для создания картины мира человека. Следовательно, необходимы наблюдения за формированием прецедентных текстов студентов.

Термин «прецедентный текст» был впервые введён в научную практику Ю.Н. Карауловым в докладе «Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности» в 1986 году [2:105-126].

Прецедентный текст – это законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности; полипредикативная единица; сложный знак, сумма значений которого не равна его смыслу; прецедентный текст хорошо знаком любому среднему члену национально-культурного сообщества; в когнитивную базу входит инвариант его восприятия. [1:107].

Основными дифференцирующими признаками прецедентного текста являются: воспроизводимость, сверхличностный характер, его ценностная значимость (эмоциональная и познавательная) для определенной культурной группы и способность выполнять роль образца, эталона культуры.

Прецедентные тексты как объект исследования привлекали к себе внимание многих современных лингвистов (Ю.Н. Караулов, А.Е. Супрун, В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвикова, Е.А. Земская, В.В. Красных, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, Д.Б. Багаева и др.).

В качестве материала исследования использовался корпус воспроизводимых высказываний, полученных от студентов НОУ СПО «Финансово-экономический колледж».

Поскольку одним из основных признаков прецедентного текста является его воспроизводимость, поэтому мы предполагаем, что набор прецедентных текстов может быть выявлен с помощью механизма воспроизведения текста.

Эксперимент проводился со студентами НОУ СПО «Финансово-экономический колледж». В эксперименте приняли участие 38 человек (10 юношей и 28 девушек). Студентам предлагалось задание: «Напишите приходящие вам в голову фразы из любого текста».

В результате эксперимента было получено 38 анкет, в которых было представлено 71 воспроизводимое высказывание.

На первом этапе экспериментальный материал был представлен в виде электронной базы данных, в которой фиксировались его количественные признаки по полу информантов.

На втором этапе определялся текст-источник и его автор.

На третьем этапе мы классифицировали тексты. Чаще всего к прецедентным текстам применяется жанровая классификация.

Наш материал показал, что тексты, которые воспроизводят студенты, принадлежат к следующим жанрам:

  1. песни (отечественные и зарубежные);

  2. художественные произведения (поэтические тексты и прозаические художественные произведения);

  3. рекламные тексты;

  4. афоризмы и цитаты;

  5. телетексты.

К значимым для текстового сознания студентов группам текстов относятся: художественные произведения (47% от общего количества воспроизведений), песни (28%), афоризмы и цитаты из социальных сетей (17%).

В XХI веке – веке высоких технологий ‑ текст начинает функционировать в виртуальном мире. На страничках пользователей социальных сетей часто можно увидеть различные фразы известных людей. Наш материал показывает, что афоризмы и цитаты из социальных сетей составляют значительную группу. Приведем в качестве примера некоторые из них: Девушка, которая не краситься – слишком высоко мнения о себе (Коко Шанель), Порядок необходим глупцам, гений же властвует над хаосом (Альберт Эйнштейн), Хватит это терпеть! (В.В. Жириновский) и др. В Интернет-пространстве фраза В.В. Жириновского часто обыгрывается в игровом, ироничном ключе (например, Мама заставляет мыть посуду? Хватит это терпеть!).

В текстовом сознании студента группа Песня имеет достаточно большой вес (более ¼ от всех воспроизводимых фраз). Это можно объяснить тем, что в этом возрасте особенно значимой становится внеучебная деятельность; и у студентов формируется потребность в песне как средстве приобретения социального статуса среди сверстников. Можно сказать, что песня является «паролем» субкультуры, она помогает найти «себе подобных» («своих») среди множества людей. Наличие «своих» песен у членов определенной группы указывает на групповую идентичность и общность ценностей.

Тематика группы Песня весьма различна: детские песни («В лесу родилась ёлочка…»), песни о любви, военно-патриотические песни («А на груди его светилась медаль за город Будапешт»). Заметим, что среди текстов песен оказались и иноязычные тексты: Don’t worry ‑ be happy (Bobby McFerrin) и др.

Подробнее мы рассмотрим, как функционирует наиболее значимая для студентов группа текстов ‑ художественные произведения.

В группу Художественные произведения вошли классические и близкие к классическим поэтические (55%) и прозаические (45%) произведения русской и зарубежной литературы.

В подгруппу поэтические произведения литературы вошли 18 фраз из различных текстов.

Произведения А.С. Пушкина занимают 83% от всех классических поэтических текстов. Студенты цитировали несколько его произведений: «Осень», «На холмах Грузии…», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила», «К***», «Я вас любил: любовь еще, быть может…».

Кроме названных выше произведений, студенты воспроизводили и другие стихи: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Крестьянские дети» Н. Некрасова, «Детство» И.З. Сурикова.

В подгруппу прозаические произведения русской и зарубежной литературы вошли следующие тексты: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Маленький принц» Антуана Де Сент-Экзюпери, пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова и «На дне» М. Горького, «Удар русских богов» В.А. Истархова, «Кафка на пляже» Харуки Мураками.

Трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» и «Отелло» составляет 53% от всех прозаических текстов. Этому, на наш взгляд, способствует жизненность его произведений, великолепное описание характеров героев и интерес молодёжи к историям о несчастной любви.

Итак, поскольку основными признаками прецедентного текста являются: воспроизводимость, сверхличностный характер, ценностная значимость для определенной группы, то к числу прецедентных текстов студентов мы относим следующие: 

1. У лукоморья дуб зелёный;/ Златая цепь на дубе том … (А.С.Пушкин) – 5 воспроизведений (7% от числа всех воспроизведенных в ходе эксперимента высказываний);

2. Быть или не быть, вот в чем вопрос. (У. Шекспир) – 5 воспроизведений;

3. Я помню чудное мгновенье:/

Передо мной явилась ты … (А.С.Пушкин) – 4 воспроизведения;

4. Молилась ли ты на ночь, Дездемона (У. Шекспир) – 3 воспроизведения.

Тексты редко цитируемые (1-2 раза в группе) были причислены к воспроизводимым и личностно значимым.

Подобный эксперимент можно провести в разных возрастных и социальных группах. Это, во-первых, позволит выяснить состав национального корпуса прецедентных текстов, во-вторых, выявить прецедентные тексты групп людей, различных по возрасту, полу, социальному положению, образованию и общему культурному уровню.

Литература

  1. Гудков Д.Б., Красных В.В., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний //Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1997. №4.

  2. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. М.: Русский язык, 1986. С. 105 - 126.