Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
Т.О. Максимова
(ПГГПУ)
(Филология в зоне актуальности: вызовы времени: сборник статей по материалам всероссийской научной конференции молодых ученых; г. Пермь, 1-2 апреля 2014 г. / ред.-кол.: М.П. Абашева и др.; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2014. С. 64-67)
Всемирная сеть Internet позволяет современным писателям одновременно создавать и осваивать принципиально новое литературно-виртуальное пространство, отличительными особенностями которого являются мультимедийность, интерактивность, интертекстуальность и гипертекстуальность.
Многие популярные писатели (З.Прилеин, С.Шаргунов, А.Иванов, Дина Рубина, С.Лукьяненко, Б.Акунин, Е.Гришковец, Н.Горланова) имеют собственные сайты. Традиционный набор вкладок на сайте включает следующие элементы: новости, биографию, тексты, интервью, фотоархив, критику и отзывы, контакты или обратную связь. Среди перечисленных нами писателей своей оригинальностью выделяются сайты трех последних. Так, сайт Е.Гришковца «Odnovremenno.com» представляет собой электронный дневник, сайт Б.Акунин – «Сочинения: полное интерактивное собрание», а сайт Н.Горлановой – «Галерею».
Интернет позволяет писателям вступать в межличностную коммуникацию со своими читателями через социальные сети Fаcebook, Twitter, vkontakte.ru и т.д. или через ведение собственного блога, например, на livejournal.com. В сетевой виртуальности в режиме реального времени (online) происходит коммуникация «автор-читатель», в результате чего образуется некий дискурс. Под дискурсом мы вслед за В.И.Тюпой понимаем «коммуникативное событие возникновения культурной информации в ситуации взаимодействия субъекта и адресата по поводу некоторого объекта» [4: 12]. Объектом дискурса в данном случае будет являться пост/блоговая запись писателя. Отметим, что писатель-блоггер создает свой блоговый дискурс совместно с «френдами», в центре которого располагается первичный текст (пост писателя), а вокруг формируются вторичные по отношению к нему тексты (комментарии).
По мнению Ю.С.Степанова, «дискурс существует прежде всего и главным образом в текстах, но таких, за которыми встает особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика, — в конечном счете — особый мир. В мире всякого дискурса действуют свои правила синонимичных замен, свои правила истинности, свой этикет. Это — «возможный (альтернативный) мир». Каждый дискурс — это один из «возможных миров» [2: 44]. У Гришковца на «Odnovremenno.com» комментарии оставлять нельзя. И блоговый дискурс данного автора формируется в замкнутом пространстве, в самом себе, по своим языковым и культурным правилам.
У остальных авторов дискурсы не такие однородные, целостные и гармоничные. Писатель-блоггер лишь определяет тематику и задает направление развитию «возможного мира». Так, можно сказать, что у Прилепина и Шаргунова дискурс имеет политическую окраску, у Акунина – историческую, у Н.Горлановой – культурологическую с пермским оттенком и т.д.
Исследователи, обращаясь к блогу, рассматривают его жанровый аспект (А.А.Жетенев, Е.А.Баженова), невербальный аспект (И.Н.Загоруйко), гендерный аспект (Т.В.Бойченко, А.А.Гнедаш, Е.Г.Ефимов), структурно-типологические и функциональные особенности современного интернет-дискурса (А.А.Ушаков), структурно-семантические и прагматические параметры текстов (И.Г.Сидорова), самопрезентацию личности и автора блога (Н.С.Козлова, О.М.Елькина), лингвокультурологические характеристики (Н.В.Черкасова), а также проводят лингвистический анализ (Ф.К.Исенова, О.С.Худякова, Т.М.Гермашева). Объектами исследования становятся блоги: главы государства, директора школы, телеведущих и актрис, англо, франко и немецкоязычные блоги и т.д. Отметим, что коммуникативный аспект именно писательского блога пока еще не стал предметом пристального изучения литературоведов.
Как нам представляется, писательские блоги образуют особый художественный дискурс. По утверждению В.И.Тюпы, «в художественном дискурсе необходима разность смысловых потенциалов, несовпадение экзистенциальных кругозоров автора и читателя, их взаимная суверенность. Однако враждебность между ними, взаимополемичность или несмыкаемость, взаимоотторжение кругозоров губительно для такого дискурса…» [5: 57]. Блог пермской писательницы Нины Горлановой на livejournal.com выделяется именно своей культурной (а также религиозной/православной) составляющей. Горланова отмечает, что в ее ЖЖ попадают записи «только об искусстве, юмор, в общем, что-то общеинтересное, желательно - дающее оптимистический заряд моим друзьям. И картины». Фотографии картин – одна из ключевых составляющих горлановского дискурса. Написанные подушечками пальцев, яркие, пестрые, жизнеутверждающие ангелы, рыбы, бабочки, петухи, коты, подсолнухи эмоционально оттеняют, обогащают посты ЖЖ. Отметим, что Н.Горланова примерно 2 раза в месяц проводит занятия по рисованию с детьми в онкоцентре. После всегда появляется пост о том, как прошло занятие и читатель переносится в мир детских переживаний:
«- Шарик. У меня был, но лопнул. – Он подошел к настольному хоккею: - Зачем взрослые делают друг другу больно иногда?
- Ну, мы с тобой никогда не будем так делать, правда?
Тут он посмотрел мне в глаза долгим печальным взглядом и сказал тихо ПРО ГЛАВНОЕ:
- Меня не выписывают» [6].
Прошлое, настоящие и будущее сплетаются в одно целое. Из дорожной записной книжки:
«- На фестивале в Смоленске я понял: Россия будет всегда.
Слава:
- Принял, наверное. Во время выпивания четыре стадии: все хорошие люди, все красавцы, все братья, и завершающая – Россия будет всегда» [6].
Горлановский дискурс безусловно диалогичен. Диалогичность определяется комментариями к постам писательницы. Всегда положительные и доброжелательные они окончательно формируют душевную, искреннюю, гармоничную атмосферу блогового дискурса:
«ellen_solle: Ниночка, это не просто запись в ЖЖ. Это - прекрасное художественное произведение.
Ngorlanova: Мариночка, спасибо, мой ангел» [6].
Нина Викторовна не стремится к высоким рейтингам, к раскрутке собственного имени, поэтому в ее блоге отсутствуют политические и скандальные темы, привлекающие большинство читателей-блоггеров. Ее публика избранная: тактичная и отзывчивая, культурная и интеллигентная, образованная и остроумная. Пермская писательница признается: «Для меня блог ЖЖ - это общение с людьми, которым интересно то, чем я дышу, что я думаю. Порой я прошу за меня помолиться, когда мне плохо. И молитвы спасают» [3]. Читатели/френды относятся к писательницы с большим трепетом и уважением, чего нельзя сказать о Захаре Прилепине, в блоге которого Вадим Мазарчук, к примеру, призывает: «Захара объявить врагом народа» [7].
Следует отметить, что в блоге с комментариями всегда происходит совмещение позиций «автор-читатель»: «один и тот же пользователь в виртуальной коммуникации может одновременно выступать в роли автора сообщения и читателя» [1:114]. Н.Горланова всегда внимательно читает комментарии к своим постам и отвечает на них:
«Tschausy: Очитался, что Ермолов спорит о Китае с подвыпившим поэтом.
Представил Пушкина, собрался с Бикчуриным в Китай, не пускают, Ермолов отвечает, что Китай будет русским и т.д.
Ngorlanova: а одна дагестанка назвала Ермолина - Ермоловым, он сразу ответил:
- Что вы! Я не претендую за воевание Кавказа!» [6].
Вот что говорит Нина Викторовна о комментариях: «Часто мои посты дополняются комментариями, которые заставляют думать, формулировать яснее» [из личн.переписки].
Порой френды вступают в переписку между собой прямо в комментариях под очередным постом писательницы:
«kiwichka: Простите, Ольга, что спрошу здесь. Недавно заметила, что вы меня отфрендили. За что?
olga558: Мне неинтересно было рассуждать, а уж тем более спорить (!) о политике. Я очень далекий от нее человек.
kiwichka: Я тоже. поэтому и удивилась. Видимо, 2-3 поста политических сыграли роль. Да, но у нас тогда стреляли. Вы мне очень симпатичны и книжные вкусы во многом похожи. Я могу быть реабилитирована? Обещаю, если о политике - под большим замком :)
olga558: Конечно, не стоит и спрашивать» [6].
Интересно, что З.Прилепин не вступает в диалог в комментариях и не отвечает даже на вопросы, напрямую адресованные ему:
«Виктор Беляков: Захар, а и приличный человек Путин говорит, что Россия не вмешивается. Удивительно?
Дмитрий Литвинов: Путин говорит, что нет войск и советников, а о том, чтобы не вмешиваться он ничего не говорил» [7].
Как мы видим, в блоге Прилепина в центре дискурса находится злободневная политическая тема об Украине. У Горлановой же в центре – искусство (обсуждение выставок), литература (обсуждение прочитанного), культура (обсуждение телепередач, фильмов, посвященных тому или иному писателю) и т.д.
Таким образом, дискурс Н.Горлановой – это дискурс художественный, культурологический, пермский.
Литература
Козлова Н.С. Самопрезентация личности в условиях виртуальной коммуникации (на примере немецкоязычных блогов) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2012. № 25. С. 113-115.
Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века. Сб. ст. М.:РГГУ., 1995. - 432 с.
Из личной переписки с Н.В. Горлановой.
Тюпа В.И. Пролегомены к теории эстетического дискурса // Дискурс № 2. Новосибирск, 1996. С. 12-15.
Тюпа В.И. Художественный дискурс (Введение в теорию литературы). Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – 80 с. (Литературный текст: проблемы и методы исследования; Приложение, Серия «Лекции в Твери).
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://ngorlanova.livejournal.com
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://prilepin.livejournal.com
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)