Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
Т.А. Хромова
(ЮУрГУ)
В современном литературоведении особый интерес исследователей связан с изучением книги как варианта художественного единства, как формы авторского творчества. Данное явление связано с процессом циклизации, который в современной литературе приобретает специфические формы представленности, отвечающие запросам читателя нового типа и выражающие не только эстетический, но и коммуникативный потенциал. Новое качество современная книга приобретает за счет синтеза вербального и невербального элементов, а также разных дискурсов.
А. Покровский является ярким представителем современного литературного процесса. Ориентируясь на эстетику постмодернизма, А. М. Покровский, известный прежде всего современному читателю по книгам «Расстрелять», «72 метра», «Мёртвые уши. Конспект поэмы», создает уникальные жанровые формы, в которых просматривается ориентация на классические традиции и игра с ними. Книга «Арабески» становится репрезентативным образцом художественного единства, обладающего синтетической природой, отражающего тенденции современной литературы и представляющего специфическую жанрово-стилевую модель, маркированную в заглавии. Заголовочный комплекс ориентирует нас на книгу Н. В. Гоголя «Арабески».
В эпиграфе автор цитирует Н. В. Гоголя: «Я не писал их по заказу. Они высказывались от души, и предметом избирал я только то, что сильно меня поражало» [2: 5]. Писатель уже в заголовочном комплексе выражает ориентацию на гоголевский текст, что связано с авторской задачей – представить облик современной России, сатирически изобразить те или иные стороны действительности. Несмотря на то, что А. М. Покровский в выборе темы и сатирической манеры повествования ориентируется на традиции Н. В. Гоголя, данные книги имеют отличия в композиционном строении. Книга Н. В. Гоголя является полижанровым произведением, в ней мы встречаемся с такими жанрами, как статья, повесть, фрагмент из романа и т.д.; «Арабески» А. М. Покровского представляют дневник, в котором автор делится с читателем своим мнением и дает оценку современному состоянию России. В отличие от Н. В. Гоголя, который в зависимости от жанра избирает определенную форму субъектной организации текста, А. М. Покровский пишет цикл от первого лица, что указывает на дополнительную функцию произведения – коммуникативную.
Определённый тон произведению задаёт первая фраза текста, которая обращает внимание читателя на заданную тему: «Ах, Россия, Россия, можно сказать даже, Русь. То ли тройки с бубенцами, то ли бубенцы. И защитник в полотняных одеждах, а в руках у него то ли меч, то ли дрын» [2: 5].
В книге А. М. Покровского единство обнаруживается на всех уровнях организации текста. Книга фрагментарна и объединяет миниатюры, в которых можно выделить общую тему – тему России. Образ страны раскрывается через изображение пороков окружающей действительности, объектами сатиры становятся представителями государственной власти, разные сферы жизни (экономика, политика и т. д.). В книге реализуется фрагментарный тип повествования, формирующий мозаичное пространство, позволяющее представить различные стороны образа России. Автор обращается к культурному пласту (Александр Маринеско – герой, Иван Бубнов, Михаил Беклемишев, Иван Горюнов – разработали первую подводную лодку «Дельфин», Н. В. Гоголь, А. А. Ахматова, А. С. Пушкин), за счет чего нагнетается контраст, настоящее предстает в ироническом виде.
Книга «Арабески» А. М. Покровского, как уже было отмечено, напоминает дневник или записную книжку. Автор намеренно делит текст на короткие записи, таким образом, он создаёт беглые словесные зарисовки, сопровождая их карикатурными рисунками. Включение иконических знаков, использование других элементов визуализации (композиционные средства набора – пустая строка; шрифтовые выделения и др.) создает особое пространство, что позволяет автору активно взаимодействовать с читателем и влиять на него.
Образ России является ключевым в произведении Покровского. Автор бесконечно любит свою страну, но не может принять условия жизни. Он изнутри рассматривает проблемы власти, оценивая их негативно («В России сегодня как в сумасшедшем доме, и от этой мысли хочется отвлечься» [1]).
Вся книга строится по принципу контраста, где идеальное неразрывно связано с несовершенством мира: «16 января 1820 года капитан 2 ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен…настоящий русский мореплаватель на шлюпе "Восток" и лейтенант 16 января 1820 года капитан 2 ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, при рождении Фабиан Готлиб Тадеус фон Беллинсгаузен, происходящий из остзейских немецких дворян, настоящий русский мореплаватель Михаил Петрович Лазарев на шлюпе "Мирный" подошли к берегам Антарктиды…Это был день и год славы России. 16 января 1918 года на III Съезде Советов донской казак Шамов выдвинул лозунг "Грабь награбленное"» [2: 31]. Основной приём, по которому строится произведение, – это антитеза, который акцентирует внимание читателя на проблемах России и способствует созданию сатирического эффекта («его уровень …неизменно высок…Я бы даже со стула не приподнялся, если он был низок» [2: 24], «умных – купить, глупых – направить в другую сторону» [2: 62]).
Таким образом, книга «Арабески» А. М. Покровского представляет собой художественное единство, в котором все элементы текста связаны между собой по принципу контраста и раскрывают единую тему.
Литература
Официальный сайт А. Покровского. — Режим доступа : http://rasstrel.ru/bortovoy-zhurnal/deviz-i-ideya.htm (дата обращения : 22.04.13).
Покровский А. Арабески / А. Покровский. – СПб. : ООО «ИНАПРЕСС», 2010. – 208 с.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)