logo search
Молодая филология 2014 основная часть

Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема

Е.А. Смердова

(ПГГПУ)

Статья посвящена проблеме лингвистического конструирования текстовой картины мира в контексте интеграции фантастического и сказочного нарратива. Исследование производится на материале сборника рассказов Станислава Лема «Bajki robotów» [5]. «Сказки роботов» – это сборник легенд, сказок о роботах из далёкой Галактики. Синтез обоих жанров – сказки и научной фантастики – проявляется как на уровне сюжета, так и языка. Например, это процесс словообразования, когда корни в структуре слова принадлежат различным временным пластам языка (электрыцари, киберграфы и др.). Граница между жанрами сказки и научной фантастики (на лексическом, синтаксическом и дискурсивном уровнях) остаётся достаточно отчётливой. Этот стилистический приём смешения мифологического и технологического начал позволяет автору поставить вопрос: есть ли в природе различие между естественным (naturalne) и искусственным (sztuczne)? Если есть, то как отличить одно от другого? Может ли искусственный разум породить миф? Или это прерогатива только разума естественного, человеческого? Ответ на эти вопросы – одна из задач нашего исследования.

Интерпретация «Сказок роботов» затруднена различными ожиданиями читателя от жанров сказки и фантастики: получается, либо роботы здесь «не на месте», либо неуместны принцессы, рыцари и т.д. Автору удалось создать особую картину мира, для понимания которой необходимо принять его стратегию жанровой интеграции. Только посредством анализа лингвистических (и дискурсивных) особенностей обоих жанров можно интерпретировать «Сказки роботов». Это и стало основной целью нашего исследования – определить лингвистические границы интерпретации «Сказок роботов» Станислава Лема.

«Bajki robotów» [5] были опубликованы в 1964 году и изначально включали в себя 15 рассказов. Три из них – рассказы о приключениях конструкторов Трурля и Клапауциша – позднее положили начало циклу «Кибериада». «Сказки роботов» мыслились автором как фантастические повести, которые мама-робот рассказывает своим детям [4: 213]. Это произведение является, пожалуй, наиболее удачным опытом совмещения мифологии и технологии. Герои перемещаются из одной Галактики в другую, демонстрируют недюжинные инженерные способности. В то же время на планетах действуют феодальные порядки, придворные советники плетут интриги («Советники короля Гидропса»), а короли беспокоятся за судьбы своих дочерей и устраивают турниры для кандидатов на руку принцессы («Как Эрг Самовозбудитель бледнотика победил») [4: 213].

Сказочный и фантастический нарративы имеют свои лингвистические границы. Мы можем совершенно точно сказать, где заканчивается один жанр и начинается другой. Среди характерных черт сказки можно отметить типичные зачины: 

Żył raz pewien wielki konstruktor-wynalazca…[5: 7]

Жил да был один великий конструктор-изобретатель…(«Три электрыцаря»)

Dawno temu, wśród czarnego bezdroża, na biegunie galaktycznym, w samotnej wyspie gwiezdnej[5: 57]

Давным-давно среди бездорожья, на галактическом полюсе, на одиноком звёздном острове…(«Два чудовища»)

и окончания:

Odtąd nikt już nie próbował najechać Kryonii, bo zabrakło głupców w całym Kosmosie, chociaż niektórzy mówią, że ich jeszcze sporo, a tylko drogi nie znają. [5: 15]

С тех пор больше никто не пытался захватить Крионию, потому что не осталось в Космосе дураков, хотя некоторые говорят, что их ещё много, только они дорогу не знают. («Три электрыцаря»)

…wielki programista i pozostali minisrowie służyli odtąd wiernie nowemu królowi, Aurentyna zaś i Froton, który został wielkim podblasznym koronnym, żyli długo i szczęśliwie. [5: 116]

… с тех пор главный программист и остальные министры верно служили новому королю, Ауритена и Фротон, ставший главным королевским жестянщиком, жили долго и счастливо. («Советники короля Гидропса»)

Эти структурные элементы играют важную роль – они создают отсылку к мифам, к «человеческим» сказкам и легендам. Ещё одним лингвистическим маркером сказки2 служат лексемы: doradca (советник), mędrzec (мудрец), król (король), królewna (принцесса), scarbnica (сокровищница), poddany (подданный), minister koronny (королевский министр). Также мы можем найти в рассказах Лема типические мифологические сюжеты3. В рассказе «Друг Автоматеуша» [5: 117-146] электронный друг Автоматеуша, маленькое ушное устройство по имени Вух, «помогает» ему справиться с трудной ситуацией. Когда Автоматеуш в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров, Вух советует ему совершить самоубийство в виду малой вероятности спасения и доводит приятеля до сумасшествия. Этот сюжет, по Рожеру Калуа, относится к типу «договор с дьяволом». Здесь Вух, робот-друг, играет роль дьявола, хитрого, умного и коварного. В «Сказке о цифровой машине, что воевала с электродраконом» [5: 86-97] электродракон появился в результате орфографической ошибки: король Полеандр приказал машине совершить прыжок, а она сотворила дракона. Читатель принимает участие в языковой игре, когда в сложном слове при сохранении первого корня (elektro-) происходит замена согласного звука во втором корне (skok и smok). В результате прыжок (elektroskok) становится драконом (elektrosmok).

В конце концов, машина уничтожает разбушевавшегося электродракона, предлагая ему «вычесть себя из себя». Такой сюжет известен в культуре. Его модель: «статуя, манекен, оружие или автомат, которые внезапно оживают и становятся независимыми». Ещё один типический сюжет – «смешение областей сна и реальности» – мы находим в «Сказке о короле Мурдасе» [5: 163-178]. Король Мурдас очень боялся родственников, якобы претендующих на его трон. Тогда он приказал уничтожить всех родственников (вообще всех, т.к. все роботы родственны друг другу), а сам стал «дополняться и расширяться» за счёт новых деталей и, наконец, оказался «роботом-государством». Он видел сны, которые перемешивались с реальностью, он сражался сам с собой, и так продолжалось бесконечно долго.

Мы привели примеры типичных сказочных сюжетов, которые Лем использовал в «Сказках роботов». Система персонажей также соответствует определённым типам. Очевидно, что сказки Лема выстроены по тем же принципам, которые описал В.Я.Пропп в «Морфологии сказки» [1]. Покажем это на примере рассказов «Урановые уши» [5: 16-24] и «Как цифровая машина воевала с электродраконом» [5: 86-97].

Приведённые в Таблице 1 (стр 135) данные показывают, что для своих сказок Лем использовал традиционные схемы. Такую тщательную проработку типического сказочного сюжета и системы персонажей можно объяснить авторской стратегией. Автору важно заставить читателя поверить в то, что роботы тоже сочиняют и слушают сказки. Так достигается достоверность текстовой картины мира. Рассказы Ст.Лема соответствуют сказке как структурно (композиция, синтаксис), так и содержательно (лексика, сюжет, система персонажей).

Таблица 1

Функции сказочных персонажей4

Функции действующих лиц по В.Я. Проппу

Функции действующих лиц в «Сказках роботов» Ст. Лема

«Урановые уши»

  1. Один из членов семьи отлучается из дома.

  1. К герою обращаются с запретом:

2) Обращенную форму запрета представляет собой приказание или предложение.

  1. Запрет нарушается.

  1. Антагонист пытается произвести разведку.

<…>

  1. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

<…>

    1. Антагонист побеждается.

  1. Инженер по имени Космогоник создаёт планету Актинурию. Он оставляет её, решая вернуться через сто миллионов лет.

  2. Главный герой – изобретатель Пирон, как и все другие жители Актинурии принуждён носить урановые доспехи (даже на ушах). И это никому не нравится.

  3. Пирон с товарищами решают устроить бунт против жестокого короля Архитора.

  4. Архитор прослушивает разговоры всех жителей Актинурии, стремясь раскрыть заговор.

  1. Космогоник возвращается на Актинурию и даёт Пирону урановые дукаты, скопление которых немедленно взрывается.

  1. Жители стали платить налоги урановыми дукатами. Когда в казне их накопилось достаточно, они взорвались. Король Архитор умер.

«Как цифровая машина воевала с электродраконом»

<…>

VIII-а. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется чего-нибудь.

IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

X. Искатель соглашается или решается на противодействие.

<…>

XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу.

<…>

XVIII. Антагонист побеждается.

<…>

VIII-а. Король Полеандр Партобон очень любил воевать. Когда у него не осталось реальных врагов, он приказал создать цифровую машину, продуцирующую искусственных неприятелей.

IX. Чтобы опробовать возможности цифровой машины, Полеандр приказывает ей совершить «электроскок» (elektroskok).

X. Машина вместо электроскока делает электродракона (elektrosmok). Он причиняет неприятности Полеандру, король приказывает машине уничтожить электродракона.

<…>

XVI. Машина выбирает из всевозможных вариантов уничтожения самый рациональный: она просит дракона совершить ряд математических вычислений с самим собой.

<…>

XVIII. В результате дракон «вычитает себя из себя» и исчезает.

В «Сказках роботов» Лем переносит нас во вдвойне фантастическую картину мира. С одной стороны, жизнь роботов – частый мотив в научно-фантастических произведениях, с другой стороны, автор показывает неизведанный и незнакомый «маленькому роботу» мир, сказочный мир [3: 195]. Зачем Лем совмещает сказочный и фантастический нарратив? Как пишет Р.Калуа: «Сказка и научно-фантастический рассказ выполняют аналогичную функцию передачи информации. Они отражают наивысшую ступень напряжения между тем, что человек может, и тем, что он хотел бы делать. <…> Между тем, что человек знает, и тем, что от него скрывает занавес тайны» [2: 64]. Действительно, «Сказки роботов» плавно перетекают в русло научно-фантастического произведения.

Среди характерных черт научно-фантастического нарратива мы, прежде всего, выделяем специфическую лексику: 

konstruktor (конструктор), wynalazca (изобретатель), atom (атом), planeta (планета), Wszechświat (Вселенная), lit (литий), tryt (тритий), deuter (дейтерий) и др.

Физические, химические, астрономические термины (за ними стоят элементы технологической цивилизации) напрямую связаны с роботами и их повседневной жизнью. Но мы должны помнить, что перед нами сказки для роботов-детей, а значит, они (как и все сказки) призваны воспитывать и просвещать читателей. В связи с этим здесь много описаний и объяснений причин различных событий. Например, в сказке «Как Микромил и Гигациан способствовали разбеганию туманностей» [5: 78-86] описывается момент сотворения мира роботов. Как рассказывает автор, два конструктора создали по одному мыслящему существу: Микромил – разумный рубин, а Гигациан – космолюда, вмещающего в себя галактики, туманности и самих конструкторов. Конструкторы устроили поединок между своими творениями. Космолюд не мог увидеть крохотный рубин и оборачивался вокруг себя. В результате туманности и галактики начали вращаться вокруг своей оси и все вместе вокруг центра Вселенной. Именно таким знаем мир и мы, и роботы.

В роли колдунов и ворожей в научно-фантастическом произведении выступают конструкторы. Именно благодаря их неисчерпаемому остроумию мы становимся свидетелями зрелищных звёздных турниров; вместо магической силы тут выступают интеллект и инженерная смекалка [4: 215]. Фантастический нарратив создаёт второй уровень текстовой картины мира с роботами, технологическими изобретениями и пр.

Маркёром жанровой интеграции сказки и научной фантастики стали неологизмы, совмещающие два лексических значения: фантастическое и мифологическое

cyberbronia (кибероружие), cybergęśle (киберветви), cyberknecht (киберкнехт), elektrosmok (электродракон), elektrosmoła (электросмола), elektropazur (электрокоготь), elektrycerze (электрыцари).

В ходе языковой игры в словообразование происходит склейка терминов естественных наук и сказочного лексикона [4: 219].

Одновременно Лем играет сюжетами культуры и науки, показывая, что в мире в равной степени универсальны законы физики, математики и грамматики. Так, электродракон не может не выпускать электросмолу. Или электродракон способен вычесть себя из себя, что приведёт к его аннигиляции-самоуничтожению.

Отвечая на вопрос что натурально, а что искусственно в нашем мире, Лем показывает: искусственно всё то, что сотворено. Значит, люди тоже, в определённой степени, искусственны. Всё дело в том, с какой стороны посмотреть. Человек – продукт эволюции. Но одновременно он продукт языка и культуры (искусственная составляющая).

Искусственны или естественны роботы? Если мы говорим о роботах, как о творениях рук человеческих, то искусственны (искусственный интеллект). Но одновременно сотворённые роботы начинают развиваться по законам самоорганизующихся систем. И, в этом смысле, они естественны. Такой порядок вещей Лем показывает метафорически, используя сказочные формулы. Эволюция роботов не может не повторить эволюцию человека. Отсюда, сотворение Вселенной роботов, их мифология и история. Разум, интеллект – любимые предметы лемовских текстов – источники жизни, развитие которой происходит в диалектике естественного и искусственного.

Литература

  1. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: «Лабиринт», 2001. – 192с.

  2. Caillois R. Od baśni do “science-fiction” // Odpowiedzialność i styl. – Warszawa, 1967.

  3. Jarzębski J. Posłowie // Lem S. Bajki robotów. – Warszawa: Krajowa agencja wydawnicza, 1983.

  4. Jarzębski J. Posłowie. Roboty i ludzie // Lem S. Bajki robotów. – Kraków: Wydawnictwo literackie, 2012.

  5. Lem S. Bajki robotów. – Kraków: Wydawnictwo literackie, 2012.