Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
П.А. Лобов
(ПГГПУ)
Роман Алексея Иванова написан в 2009 году, содержит авторскую оценку образа Ивана Грозного, историю его взаимоотношений с митрополитом Филиппом. Суть понимания Алексеем Ивановым опричнины и Ивана Грозного состоит в том, что поведение Ивана Грозного, согласно авторской трактовке, имеет сакральную основу. Эсхатологическую трактовку опричнины А. Иванов разделяет с авторами научной концепции Кобриным В.Б. [4] и Юргановым А.Л. [6]. Согласно их идее, опричнина была сформирована Грозным в духе Апокалипсиса и символике Страшного суда - потому, что Иван Грозный вообразил себя Иисусом, который совершает второе пришествие, а значит должен покарать мир за грехи.
По сюжету романа, в предощущении скорого светопреставления русский царь как земной исполнитель божественного закона воображает свое правление как второе пришествие Христа, тем самым принимая на себя миссию спасения народа от сатанинской погибели: «Ад мы несём в себе! Какова гордыня! Разве Федька может вообразить себе ад страшнее, чем парилка в бане по-чёрному? Только от гордыни своей он гневит государя! Доиграется! Это ведь ему, митрополиту, надлежит быть смиренным и терпеливым, а не государю. Для государя гнев — как бич для погонщика, как меч для воина» [3:149].
В идейной системе романа важен антагонист Ивана. Как говорит критик Дмитрий Володихин, «противостоящий «чумной ереси» и отказавшийся признать государя Богом митрополит Филипп принимает мученическую смерть» [1: 11]. Вера Филиппа — от сердца, Иоанна — от головы. Вполне очевидно, что митрополит необходим царю не для оправдания насилия и кровопролития (Грозный абсолютно убежден в своей непогрешимости), но для «официального» подтверждения Второго пришествия и признания его Иисусом Христом. «Филипп хотел верить, что Иоанн добр, потому что хотел служить державе, а служить державе он мог только при праведном государе» [3: 94].
В главе «Призраки» царь Иоанн отождествляет себя с Иоанном Богословом — провозвестником Откровения последних дней мира. «Псы были только у Иоанна, царя православного. Бестрепетный Малюта — чтобы искать сатану. А простодушный Филипп — чтобы искать Христа. Найти сатану проще, да и ошибка не страшна: невинно убиенные спасутся. Но вот Христа найти трудно. Здесь ошибиться нельзя». [3: 99]
В главе «Всадники Откровения» Грозный уже видит себя царем-Христом, который «должен спасти свой народ на Страшном суде» и абсолютно реально сознает свое мессианство: А Иоанн в кресле вдохновенно читал Откровение.— Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце, — кричал он и сам плакал от счастья, — ибо Агнец будет водить на живые источники вод, и отрёт Бог всякую слезу с очей их!» [3: 97].
Далее, в главе «Царский зверинец», проводится прямое указание на сатанинскую сущность навязчивой идеи Иоанна. Рисуется страшная картина спящих всюду «псов»-опричников. Их «смертоносная свобода» — это свобода вседозволенности и свобода богоотступничества.
Глава «Медвежья казнь» указывает на желание Грозного, чтобы Вселенная действовала не только заодно с государем, но и по воле его. «Иоанну хотелось, чтобы тех, кого он назначил на казнь, карала какая-то высшая сила, стихия. Это означало бы, что приговорённые и вправду изменники, прогневившие небеса» [3: 160]. С этого момента, собственно, и начинается «летоисчисление от Иоанна».
Идея сакральной природы власти Ивана Грозного воплощается и в поэтике романа. Критик Дмитрий Володихин считает, что Алексей Иванов сделал «иконический» текст. По его мнению, в этом тексте «герои не в конфликте — они, как на иконе, в соотношении. Здесь нет психологических моделировок, потому что икона — не картина. Здесь равноправно присутствуют и высшие силы, хотя текст — не фэнтези. Здесь «обратная перспектива» иконы и ее композиционная завершенность»[2: 6].
Литературный критик Юлия Щербинина тоже отмечает, что стилистика «Летоисчисления» близка к иконописной: намеренно условное, неиндивидуальное изображение, отсутствие светотеневой моделировки, обратная перспектива. На смену пышной барочности предыдущих ивановских романов пришли аскетизм и сдержанность иконы. Предельно емкий язык «Летоисчисления» и лаконизм выразительных средств подчинены исихастскому принципу. Сакральное в этом тексте <…> не действует, оно просто существует — как на иконе. [5: 25].
Через оппозиции образов и предельный описательный минимализм автор достигает эффекта визуальности повествования. Сюжет движется через постоянную смену ракурсов, многочисленные крупные планы, взмахи, падения, вознесения; это показывает не только иконичность, но и кинематографичность повествования. Ярчайший пример — публичная сцена у Опричного дворца: крупно выделенные руки и лица, метафорический параллелизм (реки слез, брызги святой воды, дождь медных денег, «дождевая туча» птиц). Отдельные художественные детали (шапка, икона, игрушка, книга) — не просто символы, но «деятельные» образы, самостоятельно творящие содержание. Вместо развернутых высказываний, пространных диалогов — голос жеста, крик позы, выразительное молчание: «В толпе на конях, с розгами в руках, разъезжали Басмановы, Плещеев и Грязной, Штаден и Кай-Булат, и даже сама царица. А государь в центре столпотворения сидел на тележке в высоком кресле и читал книгу» [3: 94]. В этом смысле нельзя не согласиться с тем, что роман «напоминает яркую фреску в духе тех, что украшают стены владимиро-суздальских храмов»
Двойник царя — еретик Вассиан, внутренний голос его искаженного сознания. «Подозрения» Иоанна никогда не станут «прозрениями», ведь мы видим перед собой сложившийся образ деспота и тирана, который попросту не может измениться. Он словно следует заданному вектору, выполняя свою программу. И не только он, все действующие персонажи «Летоисчисления» - характеры не динамические, а статические. Это Малюта и Басманов - верные псы государя, а также Филипп с Машей - блаженные праведники. Образ иконы не является динамичным, он может развиваться только в пределах своей плоскости, и персонажи романа - наглядный тому пример.
Таким образом, в основе романа – оригинальная концепция власти, основанной на безумии Ивана Грозного, возомнившего себя Христом. Однако настоящие чудеса способен совершать антагонист Ивана, верящий Богу и людям Филипп. Изобразительные решения романа близки иконе в своей статике, изобразительности.
Литература
Володихин Д. Центр иконы// Москва.2010.№ 4.
Зартайская Ю. Алексей Иванов: голос, оставшийся за кадром// Фонтанка.2009. №12.
Иванов А.В. Летоисчисление от Иоанна, М., 2009.
Кобрин В.Б. Иван Грозный, М.,1989.
Щербинина Ю. Одержимость погибелью// Знамя.2010.№7.
Юрганов А.Л., Каравашкин А.В. Страшный Суд: время и место, М.,2003.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)