История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
К.А.Гордеева
(ПГГПУ)
Коми-пермяки с полным основанием гордятся своим театром, его оригинальностью, высокими художественными достоинствами спектаклей. Показательно название статьи, связанное с очередной премьерой, пьесой «Не такой, как все». Журналист пишет: «И эти слова можно отнести к самому коллективу. Наш театр, действительно, не такой как все» [12: 4].
Театр в Кудымкаре имеет долгую, интересную историю. Он получил высокую оценку на театральных подмостках России. Постановки на коми-пермяцком языке переносят зрителей в самобытный мир народа, отражая его особый характер. Справедливо сказано в одной из статей: «Этот театр – подлинная жемчужина самобытного коми- пермяцкого искусства» [1: 2].
Построенное в 30-е годы, здание театра постепенно обветшало. Спектакли начали ставить на малой сцене, переоборудовали небольшой зал.
История возведения нового театра началась еще в 1987 году, тогда Кудымкарский совет народных депутатов принял решение о реконструкции здания. В 1997-ом начались разработки проектов. Однако по-настоящему работы начались лишь в 2002-м. Был период, когда они вообще замораживались. Объект должны были сдать к декабрю 2010 года. Но в 2010 году труппа театра лишь «переехала» в здание культурно-делового центра. Сроки сдачи не раз переносились. Летом 2011 года начинают строительство, которое власти обещали завершить к весне 2012, потом к июню 2013, потом к августу 2013. Следующий срок – сентябрь 2013 года. Первый спектакль был дан на новой сцене 27 марта 2014 года.
Сегодня публикации о многолетнем строительстве читаются как единый текст, в котором соединились документ и стремление журналистов привлечь, заинтриговать читателя в годы общего падения интереса к СМИ.
Лишь некоторые статьи о состоянии театра были обстоятельными, аналитическими. Незадачливая реконструкция рассматривалась в них в контексте общей истории культуры Коми края. Хотелось бы особо отметить статью Татьяны Тихоновец 2009 года в «Петербургском театральном журнале» «В Кудымкаре помнят о Моховой». Говоря о талантливой постановке пьесы В. Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас», критик пишет:«…артисты играют в буфете, где выгородили пространство для 67 зрителей». Горькой иронией звучит итог: «Понятно, что место артистов именно в буфете, но за что власти обделили коми-пермяцкий народ? В этот театр ездят автобусами из всех деревень округа. Если есть в России театр, вышедший из народной жизни и не потерявший с ней живой связи, — то это театр в Кудымкаре»[17].
Александра Лаврова в московском журнале «Страстной бульвар» в рубрике «Российский театр: информация, проблемы, тенденции» констатирует: «В импровизированном зале 70 мест, которые всегда заняты»[7: 129].
Начало строительства сопровождалось комментариями позитивного содержания, и это отражается в названиях публикаций . Например, «Финиш – не за горами!» Павла Агапова [1]. Но скоро интонации меняются.
Строительство осмысливается одновременно в категориях мелодраматических, фольклорно-мифологических и сугубо экономических. В статьях о реконструкции постоянно фигурируют цифры и потраченные суммы: «строится драматический театр в Кудымкаре. Его реальная цена отличается от денег, которые на него затрачены, раза в два»; «на завершение строительства объекта в этом году из краевого бюджета выделили более 300 млн рублей»;
«На строительство драмтеатра в Кудымкаре выделят последние 65 млн. рублей».
На стройке царит неразбериха. Рассказывая о ней, журналисты дают статьям эмоциональные названия, призванные заинтересовать читателя. Процесс реконструкции, как это бывает в последние годы при государственном финансировании, сопровождался громкими уголовными делами. Пресса сообщает о них регулярно, приводя конкретные суммы украденного.
Название статьи Олега Моторина «Кудымкарская драма», говорит само за себя. «Театральность» названия отражается в построении публикации как диалога журналиста и жителя Кудымкара: «Покосившийся забор, грязь, за оградой стройплощадки – тишина. Прохожий, увидевший такую картину, вздохнет: «Денег, наверное, нет. Заморозили стройку…» И ошибется. Деньги на возведение этого объекта выделяются, причем деньги немалые. И строится он уже 7 лет »[9: 7].
Корреспондент газеты «Кама Кытшын» Елена Коньшина в октябре 2012 года побывала внутри огромного здания. Её впечатления безрадостны: «Столько серых красок и грустных уголков я ещё не видела… Такое впечатление, что стены давят на тебя: они тяжелые и большие»[5: 3]. В статье Татьяны Коньшиной из краевой газеты «ДЕЛО & К°» возникает фантасмагорический образ чудища, «прожорливого долгостроя», пожирающего бюджетные деньги и надежды потенциальных зрителей: «Так пока и не накормив народ зрелищами, театр за годы долгостроя, очевидно, подкормил чье-то благосостояние»[6: 2]. Не менее эффектно название статьи «Театральная взятка» Дмитрия Торбеева и Аллы Мальцевой [19].
Детективная составляющая постоянна в истории реконструкции. На одной странице со статьей о концерте в новом здании в «Парме» от 21 января 2014 года опубликована информация «Осуждены…за реконструкцию театра». Трагикомическое совпадение этих событий отмечает Юрий Токманцев в заметке «После открытия театра в Прикамье посадили заказчиков его строительства» [18].
Тональность публикаций обостряется в последние полтора-два года перед завершением строительства: «Недостройка века» [16]; «Театральный долгострой. Реконструкция Кудымкарского драматического театра продолжается 15 лет»; «Актер театра драмы в Кудымкаре отказался участвовать в "клоунаде", посвященной новоселью учреждения»; «Мы устали от вранья» [14]; «Драмтеатр в Кудымкаре могут не сдать в срок»; «Пермские власти «забыли» про театр в Кудымкаре»; «Достроен, но не готов. Фоторепортаж из скандального кудымкарского драмтеатра» и др.
Участие в строительстве становится важным делом политиков. Открытие театра позиционируется как достижение «Единой России», о чем сообщается в статье «После многолетней реконструкции в Кудымкаре открыли драматический театр»[15]. Новости Приволжского ФО от 15 января 2014 года информируют: «Губернатор Виктор Басаргин сообщил в своем блоге об открытии культурного долгостроя и сообщил, что будет присутствовать на церемонии» [10].
Вручение ключей от нового театра и праздничный концерт состоялись в середине января 2014 года. Несколько заметок Ирины Дульцевой отражают приближение праздника: «Театр готовится к встрече со зрителем»[4:3]; «В театр можно переезжать»[2:2]. Событие отмечено статьями с подчеркнуто официальными названиями: «В Кудымкаре открыли новое здание драмтеатра»; «В Кудымкаре открылся драматический театр»; «Сегодня в Кудымкаре после реконструкции открывается Коми-Пермяцкий драматический театр им. Горького»"[21]. Ирина Дульцева в статье «Долгожданное открытие» от 21 января 2014 года пишет: «Этого дня, пожалуй, ждали все жители города и округа. В центре Кудымкара заработал храм искусства »[3: 1].
В то же время, в духе сегодняшней прессы, сразу прозвучали и негативные оценки: «Губернатор открыл недостроенный театр в Кудымкаре»; «Кто закончит реконструкцию открывшегося театра?» «Театр-долгострой открыли в Кудымкаре, несмотря на незавершенные работы».
При всей конкретности, локальности история строительства театра в Кудымкаре типична для последних десятилетий, когда на государственных подрядах наживаются многие. Есть даже определенные этапы отражения этого процесса в прессе: восторги по поводу проекта; рассказы о начале строительства; несколько разоблачений злоупотреблений; затягивание сроков ввода и виновники этого; торжественное открытие храма искусства и почти непременная по нынешним временам «ложка дегтя».
Как и долгий, иногда драматичный процесс строительства Кудымкарского театра, посвященные ему публикации уже стали, к большой радости зрителей и артистов, историей с благополучным концом и радужной перспективой. Свидетельство тому – названия разделов статьи в «Комсомольской правде»[13:19] о первой премьере в новом здании: «Не театр – дворец!», «Двойной праздник», «На подходе новые премьеры».
Литература
Агапов П. Финиш не за горами! // Коми-Пермяцкая народная газета. 24 ноября 2011. С.4.
Дульцева И. В театр можно переезжать// Парма. 2014. № 1. С. 1 – 2.
Дульцева И. Долгожданное открытие// Парма. 2014. № 5. С .1 – 2.
Дульцева И. Театр готовится к встрече со зрителем // Парма. 2013. № 78. С. 3.
Коньшина Е. Встреча с губернатором Пермского края на коми-пермяцкой земле // Кама кытшын. 2012. № 40. С.3.
Коньшина Т. Прожорливый долгострой // ДЕЛО & К°.2011. №9. С. 1 – 2.
Лаврова А. Кудымкар // Страстной бульвар. 2010. Вып. 9. С.129.
Львов С. Как строятся драмтеатр и больница? // АИФ Прикамье. 2011. №47. С 7.
Моторин О. Кудымкарская драма. // Соседи. 2011. № 1. С.7.
URL:http://www.nakanune.ru/news/2014/1/15/22337642/
Новая дата открытия театра - июнь 2013 года //Парма. 2012. № 78. С 2.
Отинова Марина. Наш театр не такой, как все // Парма.2013. № 28. С.4.
Плюснин О. День театра в Кудымкаре отметили премьерой // Комсомольская правда. 3 апреля 2014. С.19
Прошина Марина. «Мы устали от вранья»: Драмтеатр в Кудымкаре могут не сдать в срок// АИФ- Прикамье. 3 декабря 2013.
сайт Единой России URL:http: http://permkrai.er.ru/news/2014/1/16)
Сабиржанова Диана. Недостройка века: Кудымкарский национальный драматический театр. URL:http: // http://prm.ru/perm/2012/10/01
Тихоновец Т. В Кудымкаре помнят о Моховой //Петербургский театральный журнал. 2009. № 2 [56].
Токманцев Юрий. После открытия театра в Прикамье посадили заказчиков его строительства //Свободная Пресса. 16 января 2014 года
Торбеев Д. Мальцева А. Театральная взятка //«ФедералПресс. Приволжье 14.09. 2012.
Ушахина Екатерина. В Кудымкаре открыли новое здание драмтеатра. //АИФ- Прикамье .16.01.2014.
URL:http:http://uitv.ru/news/2014/01/15/15346/
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)