logo search
Молодая филология 2014 основная часть

Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.

А.А.Селиванова

(ПГГПУ)

Виталий Кальпиди уже в 1980-х годах был признанным поэтом на Урале и к 1990-м годам возглавил уральский поэтический андеграунд. В 1990-е целая плеяда молодых авторов увидела в Кальпиди культурного героя и своего наставника. Очень показателен в этом отношении фрагмент из стихотворения Игоря Богданова:

«В Перми набился сумрачный народ,

На революцию в большой обиде.

Народ кривил освобождённый рот -

И говорил стихами из Кальпиди». [1]

Заглянув в Энциклопедию уральской поэзии (идеологом которой является В.Кальпиди), обнаружим, что в графе «Основные имена влияния, переклички» имя Виталия Кальпиди появляется часто (18 случаев). Его имя называют Дмитрий Бавильский, Дмитрий Долматов, Антон Колобянин, Александр Петрушкин и др. Заметим, что многие из восемнадцати авторов появились на литературной сцене именно в 1990-е.

Так, например, Антон Колобянин (1971 г.р.), пермский поэт, в 1988 году открыто заявил о важной роли Кальпиди в своём творчестве: «Более точного поэта, более точного и более точно отвечающего моим исканиям я не знаю. Мой любимейший поэт. … И в основном, процентов семьдесят моих текстов инспирированы именно текстами Кальпиди – я могу сказать так. Когда я читаю его текст и переживаю его... я всегда поднимаюсь на какую-то новую ступень сознания. И это помогает написать собственный текст». [7: 158]

С 2002 года Колобянин отказывается писать стихи и не читает текстов, написанных прежде. Однако поэзия Колобянина и сегодня привлекает к себе внимание. Так в 2010 году в журнале «Вещь» выходит подборка стихов поэта, а в 2014 году вышла его книга в рамках нового совместного проекта Виталия Кальпиди и Марины Волковой «ГУЛ» (Галерея уральской литературы).

Важной характерной чертой поэзии Колобянина становится исповедальность, которая и делает его лирического героя персонифицированным авторским «я». Эта рецепция из Кальпиди позволяет достигнуть Колобянину схожести в интонации, наполнить поэзию психологизмом, но не без иронии (как и у Кальпиди):

«В тишайшем городе на Каме

Летает муза сквозняка.

Я обожаю Мураками.

Но не читал его пока». [5: 54]

Установка на психологизм и интимность в поэзии Колобянина предугадывает присущую текстам телесность, даже эротизм. Яркий пример схожести образа лирического героя Колобянина и Кальпиди в этом отношении – стихотворение «Любовь, обрати меня вновь…». В тексте через чувство герой перевоплощается, что позволяет ему сместить взгляд, выйти из «я» и стать над лирической ситуацией. То же происходит с лирическим героем Кальпиди. Так в стихотворении «Не разглядывай ночью мужчину» лирический герой переходит в инобытие, сон, где и может творить текст.

Как и лирический герой Кальпиди, лирический субъект в поэзии Колобянина мыслит метафизическими категориями, размышляет о жизни и смерти, о природе любви.

Впрочем, это свойственно не только лирическому герою Колобянина. Такая же тенденция прослеживается в стихотворениях Игоря Богданова, Андрея Сальникова, Сергея Стаканова и др.

Стоит заметить, что лирический герой в 1990-е на Урале при соотнесённости с лирическим героем Кальпиди всё-таки не повторяет путь его развития, а ведёт с ним диалог, как с признанным эталоном.

В 1996 году Борис Рыжий пишет весьма ироничную рецензию на первый том Антологии уральской поэзии, в которой не только высказывает оценку её содержания и оформления, но и формулирует своё отношение к предшественникам, к поэтике и деятельности Кальпиди. Рыжий находит некоторые стихотворения в Антологии нечистоплотными и даже гадкими, на фоне которых теряются стихотворения «настоящих поэтов»: Ройзмана, Смирнова и Фомина и др. Не устраивает Рыжего и умопомрачительное псевдоджойсевское нагромождение метафор. А в финале рецензии поэт сравнивает литературную и культурную ситуацию на Урале с апогеем древней культуры – Римом: «Что же касается концепции книги, Уральского поэтического ландшафта – это просто смешно. Родина поэзии – Рим. Культура. Именно по культуре тосковал Овидий, тем не менее сочиняя латинские стихи и не собирая антологий творчества некультурного народа». [6: 454]

Спор, отталкивание от лирического героя Кальпиди происходит и в 2000-е. Молодые поэты уже не видят в демиурге уральской поэтической школы своего учителя, а некоторые достаточно резко высказываются как о его творчестве, так и о главном его проекте – уральской поэтической школе.

Иван Козлов пишет «У меня от его стихов [Кальпиди – прим.] почти физическое чувство синтетики, запаха оплавленной оплётки на проводах. Это, боже упаси, не упрёк стихам, а нечто до крайности субъективное. Я пытаюсь их читать, потом чувствую, как горит пирамида из автомобильных шин, как работает ручная дисковая пила, и перестаю читать». [8]

Еще один поэт Павел Чечёткин замечает: «Сложившаяся региональная поэтическая школа – удача для города и большое несчастье для поэтов, которые в нем живут. Такие школы складываются обычно вокруг каких-нибудь крупных поэтических фигур, и города становятся их заложниками». [8]

Поэты, которых не устраивает пафос и даже профетизм Кальпиди, всё чаще ориентируются на другую поэтическую фигуру, на ранее упомянутого Бориса Рыжего.

Рыжий – иной герой и совершенно другой вектор, идущий скорее против, чем в одну сторону с уральским поэтическим движением. По убеждению литературоведа Дмитрия Быкова, именно уральская поэтическая школа с её подчёркнутой трагичностью, с желанием «упиться смертью» могла стать губительной силой для Рыжего.[3]

В стихотворении Рыжего «Путешествие» имя Кальпиди предстаёт в ироническом контексте: его боготворят пермские не юные девицы, далёкие от современного нерва поэзии: 

«…За тридцать, ну и что. Кальпиди так Кальпиди.

Отменно жить: икра и водка. Только нет,

не дай тебе Господь загнуться в сей квартире,

где чтут подобный слог и всем за тридцать лет…»[6: 202]

Лирический герой молодых уральских поэтов 2000-х – это хулиган, который стремится к разрушению. Его язык прост и лаконичен, потому и стих приближается к разговорной речи и в некоторых случаях становится верлибром (например, в поэзии Владимира Кочнева).

Герой теперь не исключителен, но он и не стремится к напряжённой социальности, что есть у современных столичных авторов – таких, как Андрей Родионов и Всеволод Емелин. Лирический герой современной уральской поэзии больше не являет собой исключительную масштабную личность, как то было в 1990-х и продолжает быть у Кальпиди. Лирический герой 2000-х сосредоточен на внутренних переживаниях и обращён к обыденности.

Итак, в 2000-е годы мы видим независимость уральских поэтов от Кальпиди. Однако Кальпиди и сегодня обладает высокой репутацией и продолжает быть центральной фигурой в уральской поэтической жизни. Только теперь на это работают не столько творческие факторы, сколько символический капитал (в терминах Пьера Бурдьё), которым для Кальпиди стала Антологии и вообще Уральской поэтической школы.

Развёрнутая полемика вокруг практически созданной Кальпиди Уральской поэтической школы позволила ему закрепить собственную символическую власть. Так, Данила Давыдов в своих размышлениях об уральской поэзии замечает: «Кальпиди не столько предлагает видеть в уральской литературе “особый” регион, сколько борется с Центром за символический капитал, предлагая именно Урал считать “подлинным” Центром. Эта борьба позиционирований втягивает в себя поэтов, в том числе (а может, и особенно) молодых». [4]

Лирический герой Кальпиди ушел из центра внимания, его автор превратился в культурного героя, стал своеобразным властителем дум. Без него не состоялась бы Уральская поэтическая школа, но мы понимаем, что ни без Антологии уральской поэзии, и не без Уральской поэтической школы у Кальпиди не было бы такой ошеломляющей репутации.

Литература

  1. Богданов И. // Антология современной уральской поэзии. Т.1 [Электронный ресурс]. URL: http://goo.gl/XWPQ5r (Дата обращения 13.04.2014)

  2. Бурдьё П. Социология социального пространства. М.; СПб, 2007. 288 с.

  3. Быков Д. Рыжий // Блуд труда. URL: http://link.ac/2SI16 (дата обращения 29.03.2014)

  4. Давыдов Д. Поколение vs поэтика: молодая уральская поэзия // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006. С. 370.

  5. Колобянин А. Рецепт // Вещь. Пермь, 2010. №2. С. 54.

  6. Рыжий Б. Оправдание жизни. Екатеринбург, 2004. 832 c.

  7. Сидякина А. Маргиналы: уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы. Челябинск, 2004. С. 158.

  8. Электронная энциклопедия «Литература Пермского края XXI века». Пермь, 2013. [Электронный ресурс]