logo search
Молодая филология 2014 основная часть

Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста

К.М. Ибрагимова

(ПГГПУ)

Первичной формой существования устной речи является диалог. Диалог - это процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами [2]. Так как каждый участник диалога включается в процесс реплицирования, то основным формально-организующим признаком диалога является чередование реплик.

Наименьшей структурной единицей диалога выступает реплика. Реплику, открывающую диалогическое единство, называют: «инициативной» (Т.Г.Винокур), «относительно самостоятельной репликой» (И.П. Святогор и П.С. Пустовалов), «обращением» (Г.М. Кучинский), «стимулом» (В.Г. Гак), «стимулирующей репликой» (В.В. Нурцеладзе). Ответная реплика, обусловленная инициативной, называется «репликой – реакцией» (В.Г. Гак, Д.Х. Баранник), «реагирующей репликой» (В.В. Нурцеладзе), «реактивной репликой» (Т.Г. Винокур) [3].

В диалоге стимулирующая и реагирующая реплики связаны между собой определенными отношениями, которые выражаются в диалогическом единстве «вопрос – ответ». Если функция стимулирующей реплики – это запрос информации, то связанная с ней реагирующая реплика выполняет функцию ответа[3]. Например:

Р: Чё зюк нету?

В: Звук?

Р: Нет

В: Будет звук. (3 г 6 мес)

В данном случае стимулирующей репликой является вопрос: «Чё зюк нету?». Реагирующая реплика – ответ «Нет».

Цель данной статьи – выявить особенности реплицирования ребенка в возрасте от 1,5 до 3, 5 лет в коммуникативной ситуации «ребенок-взрослый».

Для исследования нами были записаны 15 диалогов с участием одной девочки Людмилы К. в возрасте полутора, двух и трех лет. В диалогах было обнаружено 87 реплик, принадлежащих Людмиле К.

Соотношение «инициативных» и «реактивных реплик» [1] в диалогической речи Людмилы К. представлено в Таблице 1.

Таблица 1. Соотношение инициативных и реактивных реплик

Возраст

Реплики

1,5

2,0

3,5

Инициативные

1 (2,7%)

11 (30,5%)

Реактивные

13 (100%)

37 (97,3%)

25 (69,5%)

Всего

13

38

36

В таблице 1 показано, что в 1, 5 года способность ребенка вести диалог ещё не сформирована, и его диалогическая речь состоит только из реактивных реплик, количество которых сравнительно невелико. В 2 года резко возрастает число ответных реплик. В 3 года на общем фоне сокращения реактивных реплик начинает расти число инициативных реплик; соотношение инициативных и реактивных реплик характеризуется как 1:3.

Рассмотрим инициативные реплики, которые появляются в речи Людмилы К. к трем годам. К ним относятся следующие типы:

1.Просьба: Дай мине седечку (про сердечко на кофте)

3.Приглашение к совместной деятельности: 

Л: Давай со мной попыгаем.

В: Давай.

Л: А давай вот сонуску сделаем, давай?

2.Привлечение внимания

В: Алина, дашь поиграть в гонку?

А: В какую гонку?

Л: Пиет-пиет! (подходит к старшей сестре с игрушкой, говорит за неё)

В: (Алине) Ну давай во что-нибудь.

Л: Пиет!(повторяет реплику, приглашает поиграть с ней)

В: Привет!

В данном диалоге реплики приветствия Людмилы К. вклиниваются в диалог взрослого со старшей сестрой.

4. Сообщение о своем невербальном поведении: Я пасла высмую сопеки.

5. Оценка своего состояния: Я не могу щёночку делать (про солнышко из мозаики)

6.Вопрос: А когда Китина пиедет?

Типы реактивных реплик представлены в таблице 2.

Таблица 2. Типы реактивных реплик

Возраст

Реплики

1,5 года

2,0 года

3,5 года

Повтор

13(100%)

9 (24,3%)

Подхват

8 (21,6%)

Прецедентный текст

1(2,7%)

1(4%)

Переспрос

1(2,7%)

3(12%)

Уточняющий вопрос

5 (20%)

Согласие

8 (21,6%)

4 (16%)

Несогласие

3 (8,1%)

2(8%)

Сообщение

7 (18,9%)

10(40%)

Всего

13

37

25

1. В таблице 2 показано, что процесс становления реактивных реплик формируется в возрасте полутора лет. В этом возрасте реактивные реплики представлены в виде звуковых повторов, слитых с особым эмоциональным состоянием ребенка, что проявляется в их явной восклицательной интонации.

В: Скажи «алё».

Л: Дя! (1 г. 6 мес.).

Или:

В: Скажи «ляля».

Л: Вёва! (1 г. 6 мес.).

2. В 2 года вместе с повторами начинают функционировать реплики-подхваты. Реплики-подхваты граничат с повторами. Но если повтор инициируется взрослым, то подхват обычно продуцируется самим ребенком.

В: А тут столько детей бегало. Алинка, Людмилка, Катька…

Л: Кайка. (2 г)

В данном случае ребенок «подхватывает» конец фразы. Однако подхваты могут соотноситься не только с частью, но и со всем целостным фонетическим обликом предшествующей фразы взрослого

В: Солнышко светит.

Л: Сяка сетит. (2г.6м)

3. В речи двухлетнего ребенка одной из разновидностей подхвата может выступать прецедентный текст.

В: По кочкам-по кочкам по маленьким кусточкам, в ямку бух!

Л: (поёт) Яидявы яиди яиди иди иди.(2г.6м)

Но в 3 года прецедентный текст может функционировать уже в качестве самостоятельного ответа-сообщения.

В: Ты не миска, ты же хрюша.

Л: Хюса. А я?

В: Мишка.

Л: Миска? Миска салалапый по ису идёт сиски сабавает сумоцку кадёт дуг упала сиска пямо миске лоб миска нисидилась и ногою! топ! .(3г.5м)

4. Другой разновидностью подхвата в речи двух-трехлетнего ребенка выступает вопрос-переспрос, который дает возможность обдумать содержание предшествующей реплики и выбрать стратегию своего дальнейшее поведения.

В: Ты же не собачка.

Л: А кто?

В: Мишка!

Л: Миска? (берет ещё одну игрушку)

5. К 3 годам особую роль в речи ребенка начинают выполнять вопросы-уточнения (уясняющие реплики), которые заменяют собой реплики-подхваты и постепенно вытесняют их из диалогической речи.

В: Оно (сердечко) пришито и не отрывается.

Л: Пачиму? (3 г 5 мес)

Или:

В: Вот палка.

Л: Какая палка? (3 г 5 мес)

6.Для детей двух-трех лет характерны также ответы-согласия и ответы-несогласия. Обычно у детей двух лет в качестве согласия выступают слова «ба», «та», сходные со словом «да».

В: Кися, там кися?

Л: Дэ (2 г 6 мес).

В качестве несогласия может выступать мотание головой; непрерывное повторение звука [м]; слово «нат», сходное со словом «нет»

В: Что это у тебя на ноге?

Л: Нат

В: Синяк?

Л: Нат (мотает головой. 2 г. 6 мес).

7. Начиная с двух лет, в диалогической речи ребенка формируется полноценная группа ответов-сообщений, которая расширяется и становится наиболее представительной по своему объему к трем годам. Она включает в себя фактически ответы на любые вопросы взрослого.

В: А мама где?

Л: Нету мама

На основании представленного анализа в процессе формирования диалогической компетенции ребенка можно условно выделить два этапа: 1) этап освоения реактивных реплик, который соотносится с возрастом 1.5 -3,5 лет и 2) этап освоения инициирующих реплик, который соотносится с возрастом 3,5 лет. Каждый из этих этапов имеет свою логику развития и зависит от множества внутренних и внешних факторов.

Литература

  1. Винокур, Т.Г. Диалог [Текст] / Т.Г. Винокур // Русский язык; Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 1998. – С. 119-120. 

  2. Кибрик, А. Диалог [Текст] / А.Кибрик //Лингвистическая энциклопедия КРУГОСВЕТ/Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия – http://www.krugosvet.ru

  3. Лингвистическая характеристика диалога и диалогической речи – www.superinf.ru