Национальная специфика стереотипов современных студентов
Р.З .Алиев
(ФЭК)
Характерными чертами современного мира являются, во-первых, подъем национального самосознания, появление интереса к культуре, традициям и образу жизни своего народа, во-вторых, активизация деятельности националистических движений и межнациональная напряженность (примерами могут служить массовые шествия русских националистов «Русский Марш» в День Народного Единства и действия националистов-экстемистов в Киеве в начале 2014 года). Студент воспринимает мир, учится жить в нем и понимать явления окружающей действительности посредством модели, созданной с помощью родного языка. Национальный язык отражает, формирует и хранит стереотипные представления о национальных характерах.
Национальный стереотип определяют как «обобщенно-типичные представления одного народа о другом или о самом себе» [1: 20].
Национальные стереотипы как объект исследования привлекали к себе внимание многих современных ученых из разных областей наук: У. Липпмана, И.С. Кона, Ю.А. Сорокина, И.Ю. Марковину, А.В. Павловской, Н.В. Уфимцева, В.В. Красных и др.
Объектом нашего исследования стали национальные стереотипы русских и иностранных студентов.
Предметом исследования стала национально-культурная специфика стереотипов русских и иностранных студентов по отношению к себе и другим национальностям.
Цель исследования – выявить фрагмент корпуса национальных стереотипов современного студента.
В качестве материала исследования использовался корпус ответов-ассоциаций из 898 единиц, полученных в 2012, 2013 и 2014 годах от студентов Финансово-экономического колледжа (г. Пермь) и студентов Эдинбургского университета (Великобритания).
В свободном ассоциативном эксперименте приняли участие 94 человека: 88 студентов пермского колледжа (34 юноши и 54 девушки); 6 студентов Эдинбургского университета (2 юноши и 4 девушки) в возрасте 16-24 лет. Студенты Эдинбургского университета являются гражданами разных стран: Англии, Ирландии, США и Испании.
Студентам необходимо было, во-первых, указать в каких странах они бывали, во-вторых, написать первые, приходящие в голову прилагательные, характеризующие человека определенной национальности. Для выполнения этого задания предлагались стимулы: русский, украинец, немец, англичанин, француз.
Материал показал, что многие студенты побывали в разных странах и имеют личное мнение о том или ином народе.
На первом этапе полученный экспериментальный материал был представлен в виде электронной базы данных, в которой фиксировались его количественные признаки.
На втором этапе мы классифицировали ответы. Национальные стереотипы классифицировались по разным основаниям: по наличию положительной/отрицательной коннотации (добрый/злой, хороший/плохой и т.д.); по внешним признакам (большой/маленький, толстый/худой и т.д.); по интеллектуальным признакам (умный/глупый, мудрый, тупой и т.д.) и др.
Наш материал показывает, что в качестве характерных черт стереотипа русского человека студенты Финансово-экономического колледжа отмечают красоту, душевность, доброту, силу, ум и пьянство. Набор характеристик, приписываемых этнической группе русских, имеет общую положительную направленность.
У иностранных студентов сложилось настороженное отношение к русским. Ответов с положительной коннотацией всего 2: дружественный и гостеприимный. Общее мнение о русских отрицательное (66%): пьяный, невежливый, страшный, суровый. Возможно, на это повлияли десятилетия «холодной войны» и западные фильмы, в которых Россия часто ассоциируется с мафией, алкоголизмом и агрессией.
Мнение русского студента об украинце имеет общую положительную направленность: смешной, усатый, весёлый, добрый и др. (по данным 2012, 2013 гг.). Набор положительных характеристик украинцев во многом совпадает с характеристиками русского человека (примерно как русский). Большинство русских считают украинцев «братьями славянами». Это обусловлено историческими причинами. Этноним «русский» – общее самоназвание всего славянского населения Древней Руси, коренное имя не только современных русских, но и в такой же степени украинцев и белорусов.
Однако, материал, полученный в феврале 2014 года, показывает изменение стереотипа украинца у русских студентов. Возможно, это связано с революционными событиями, происходящими на Украине в январе-феврале 2014 года и интенсивно описывающимися в СМИ. Каждая новая порция информации приводила к небольшому изменению содержания стереотипа об украинцах. В результате некоторые студенты начали сомневаться в правильности своих стереотипов и не смогли написать прилагательные, характеризующие украинца (10%). Современные стереотипные представления русских об украинцах: дерзкий, вспыльчивый, озлобленный, свободный, воинственный, революционный.
Иностранные студенты воспринимают украинца отрицательно. Среди ответов нет ни одного положительного или нейтрального: бедный, грустный, пьяный, радиоактивный. Вероятнее всего в сознании иностранцев образ украинца прочно связан с Чернобыльской катастрофой.
Немцев русские студенты часто характеризовали отрицательно. Примеры ассоциаций с отрицательной направленностью: агрессивный, жестокий, опасный, черствый, фашистский. Возможно, это связано с «образом врага», сформированным в Великую Отечественную войну. Исследователь Е.С. Сенявская справедливо говорит, что любая война после своего окончания продолжает существовать в памяти непосредственных участников, современников, ближайших потомков носителей экстремального военного опыта и может закрепляться в официальном дискурсе на протяжении жизни нескольких послевоенных поколений [2: www]1.
Напротив, иностранные студенты в основном характеризуют немца с положительной стороны (72%): эффективный, серьезный, необычный.
Интересно, что и русские и иностранные студенты отзываются о немце как о «чужом», противопоставляя с собой: нерусский, необычный. Национальное самосознание не может существовать автономно, без соотнесенности, сравнения «себя» с «другими». В определенном смысле ощущение этнической идентичности ‑ это фиксация различения «мы» ‑ не «они». Это различие зафиксировано в русском фольклоре ‑ «Что русскому хорошо, то немцу смерть».
Основными чертами стереотипа англичанина, по мнению русских студентов, являются ум, красота, доброта и воспитанность. Кроме этого этой национальности приписывается порядочность, аккуратность, галантность, безэмоциональность, традиционность, с одной стороны, и хитрость, злость, несерьезность с другой. В наборе характеристик, приписываемых этнической группе англичан, доминируют слова с положительной коннотацией. Студенты Эдинбургского университета описывают англичанина как пунктуального, вежливого, неоткрытого и скучного.
В число наиболее воспроизводимых черт стереотипа француза входят романтичность, любвеобильность, красота и элегантность. Набор характеристик, приписываемых этой этнической группе, также имеет общую положительную направленность и включает слова воспитанный, восторженный, интеллигентный, нежный, ласковый, милый, страстный, прекрасный, модный и др. У национального стереотипа француза есть и свои «минусы» ‑ русские студенты отмечают болтливость и надоедливость, а иностранные студенты – убогость и лень.
Результаты работы расширяют понимание сущности национальных стереотипов и могут помочь прогнозировать социальную ситуацию, своевременно реагировать на существующие противоречия, находить оптимальные пути урегулирования межнациональных конфликтов. Материал позволяет наблюдать особенности трансформации национальных стереотипов в современной России.
Литература
Гудков В.П. Стереотип России и русских в сербской литературе / В.П.Гудков // Вестник Московского Университета. Серия 9. Филология. – 2001. – № 2. – С.20-24.
Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: Исторический опыт России. [Электронный ресурс]. ‑ М.: РОССПЭН, 1999. ‑ Режим доступа: http://modernlib.ru/books/senyavskaya_elena/psihologiya_voyni_v_xx_veke_istoricheskiy_opit_rossii/read/.
- Оглавление
- I. Проблемы поэтики русской литературы 7
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа 39
- III.Литература и культура урала 91
- IV. Сквозь времена и культуры 121
- V. Лингвистические исследования 155
- I. Проблемы поэтики русской литературы Мотив рукоделия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
- Тема суда и законности в романе л.Н. Толстого «Воскресение»
- Образ сада в поэзии символизма
- Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»
- Из творческой истории пьесы н.С.Гумилева «Дон Жуан в Египте»
- Сергей Есенин читает «Чёрного человека» (по воспоминаниям современников)
- Ритмика вагиновского стиха
- Облака в поэзии Георгия Адамовича
- Символика ночи в творчестве г.В. Адамовича
- II. Современный литературный процесс: актуальные проблемы и мтеодология анализа «Сетевое» и «литературное» в книге Сергея Узуна «Почти книжка»
- Синтез вербального и невербального компонентов в книге а. Бильжо «Моя Венеция»
- К творческой истории романа Анатолия Королева «Эрон»
- Поэтика финала в рассказах Владимира Сорокина 1990-х и 2000-х годов.
- «Современный патерик» Майи Кучерской: жанровая специфика и авторская идентичность
- О национальной идентификации в литературе (еврейские мотивы в испанском тексте Дины Рубиной).
- Литературные премии в современной России: анализ мнений научного сообщества
- Блог Нины Горлановой: самоопределение в художественном дискурсе
- Поэтика концлагерного романа: л. Гиршович «Обменные головы».
- Книга а. Покровского «Арабески» как художественное единство
- Социумно-прецедентные тексты в цикле д.Л.Быкова «Гражданин Поэт»
- О стихах Ольги Волконской
- III.Литература и культура урала Сказочное начало в художественной прозе т.П.Фадеева
- Концепция власти в романе Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна»
- Проблема территориальной идентичности в «Антологии уральской поэзии» (номинации Урала)
- Современные уральские поэты в поисках лирического героя: вектор Кальпиди в 1990-е и 2000-е.
- Художественные особенности поэзии Яниса Грантса
- Диалог с классикой в уральской драматургии (на примере пьесы Олега Богаева «Вишневый ад Станиславского»)
- История реконструкции Коми-пермяцкого окружного драматического театра им. М. Горького в средствах массовой информации (1998 – 2014)
- IV. Сквозь времена и культуры «Бестиарий» Леонардо да Винчи
- Образы Испании на сцене музыкального театра России 1810-1840 гг. (к проблеме формирования визуальных этностереотипов)
- Сопоставительный анализ романов «Граф Монте-Кристо» а. Дюма и «Великий Гэтсби» ф.С. Фицджеральда
- Автор, повествователь, герой в повести Германа Гессе «Паломничество в Страну Востока»: проблема границ
- Значение детали в романе г. Флобера «Госпожа Бовари»
- Особенности хронотопа в романе Редьярда Киплинга «Ким»
- Язык и структура возможного мира в «Сказках роботов» Станислава Лема
- Риторика перечисления: о списках в романе в.Андоновского
- V. Лингвистические исследования Обстоятельство или детерминант: проблема терминологического выбора
- Время как грамматическая категория глагола в коми-пермяцкой загадке и сказке (функциональный аспект)
- Семантика аббревиатур в языке Советского государства
- Собственные имена коми-пермяков в современных условиях. Вариативный и семантический аспект
- Сравнительная характеристика экзистенциальных понятий в русском и коми-пермяцком языках.
- Лексика производственной сферы 18 века в терминологическом аспекте
- Устойчивые формулы с лексемой «лес» в лирическом фольклоре Прикамья.
- Инициативные и реактивные реплики в диалогической речи ребенка раннего возраста
- Глаголы передвижения в русском языке: фоносемантический аспект
- Фоносемантические аспекты рекламного текста
- VI. Проблемы образования и методики школьного преподавания Обучение написанию сжатого изложения в системе подготовки к гиа в 9 классе.
- Прецедентные тексты современных студентов
- Национальная специфика стереотипов современных студентов
- Речевой портрет преподавателя
- Проблема изучения грамматических категорий русского глагола в коми-пермяцкой школе
- Психографология (практический аспект)