logo search
Молодая филология 2014 основная часть

Визуальная поэтика повести а.Белого «Котик Летаев»

Е.В. Федорова

(ЮУрГУ)

Творчество Андрея Белого – поэта, писателя и теоретика символизма – открыло новые горизонты в сфере художественного освоения окружающего бытия и внутреннего мира человека, его подсознания. Экспериментальный подход к изображению реальности, к освещению актуальных для символистского общества тем, к выбору образных средств находит отражение и в использовании уникальных приемов поэтики. Одним из ярких качеств прозы А.Белого является необычный визуально-графический облик текста – визуальные акценты как особенные авторские знаки позволяют расшифровать сложную мозаичную структуру его произведений.

В своем исследовании мы опираемся на работу Т.Ф.Семьян «Визуальный облик прозаического текста», в которой визуальный облик прозаического текста рассматривается как литературоведческая проблема, а авторское решение облика текста определяется как знак индивидуального стиля. Т.Ф.Семьян отмечает, что «можно утверждать, что в XX веке доминировала визуальная модель прозаического текста, основоположником или законодателем которой является А.Белый [3: 57]. Визуально-стилевые особенности произведений А.Белого представляют ключевые визуальные тенденции, определяющие последующее развитие визуальной литературы. Именно его систему визуально-графических средств в дальнейшем разрабатывают Б.А.Пильняк, П.П.Улитин, Г.В.Сапгир.

«Котик Летаев» (1922 г.) относится к автобиографическому циклу произведений А.Белого. Во второй половине 10-х годов, во время пребывания в Дорнахе, находясь под влиянием антропософской коммуны доктора Штейна, А.Белый задумывает создание целого цикла автобиографических произведений «Моя жизнь». Помимо повести «Котик Летаев» к этому циклу относятся «Крещеный китаец» и «Записки чудака». Именно в этих произведениях можно отметить своеобразный пик использования визуально-графических приемов, которые позволяют писателю акцентировать идейный замысел произведений, подчеркнуть глубинный уровень авторского мироощущения. Автобиографический цикл прозы А. Белого как определенный этап развития творчества писателя выделяют следующие исследователи: К.В.Мочульский, Е.В.Глухова, В.А.Трофимов, Е.А.Миронова, Т.В.Юнина.

По мнению К.В.Мочульского, «Котик Летаев» – это «симфоническая повесть “о детстве”, “о годах младенчества”» [2: 333]. О пережитом мистическом опыте писатель не мог рассказать, используя привычные стилевые приемы, именно поэтому форма автобиографического цикла выходит за пределы традиционных правил.

Основной концептуальной идеей произведений А.Белого является идея двухбытийности мира – разделение бытийной (воспоминания, подсознательная составляющая человеческого разума) и бытовой сторон жизни. Повествование повести «Котик Летаев» делится на два мира: взрослого и ребенка. Идея двоемирия, таким образом, определяет специфику хронотопа и находит непосредственное выражение в тексте. Действие повести происходит на нескольких иерархически организованных пространственно-временных уровнях и развивается от замкнутого, ограниченного пространства – к бесконечности, к свободному полету мысли. Данный идейный замысел реализуется помимо символического уровня и на визуальном уровне: переход из одного мира в другой сопровождается отступом или отточием. Так, фрагменты текста, содержащие переход к воспоминаниям или подсознательной составляющей мыслительного процесса, к «дотелесной» жизни главного героя, отделяются от основного «линейно» расположенного текстового материала отступом с двойным тире: 

«…все – мне ведомо; где то я проходил тут –

– может быть… внутри тела, ощущеньями перебегая от органа к органу и охваченный проростающей жизнью, еще не ясно какою, но кажется… выростающей» [1: 38].

Благодаря визуальным приемам поглощаются интервалы между событиями и промежутки между объектами. Так, отражение в визуальном оформлении текста находит частая смена субъекта речи, которая в большинстве случаев оформляется в виде отточий. Отточие ориентирует читателя в изображаемом мире, маркируя смену субъекта речи: повествование переходит от внешней повествовательной точки зрения нарратора к внутренней описательной точке зрения ребенка. Стоит отметить, что подобные переходы маркируются не только визуально, но и сменой стиля изложения. Таким образом, мы можем утверждать, что семантическая и визуальная система повести в значительной мере обуславливают одна другую и не могут изучаться дифференцировано.

В повести наиболее ярко проявляет себя хронотоп детства. Дискретный и фрагментарный характер хронотопа обуславливает визуальную специфику произведения: текст представлен перед читателем в «разорванном» виде, пространство страницы наполнено пустотами, отсутствует привычный для восприятия «монолит». Особенно часто пустоты встречаются в детских воспоминаниях Котика Летаева. Подобная прерывистость в своей совокупности создает нечто целое, которое полностью отвечает символистскому мировоззрению.

Наличие в тексте белого поля страницы, т.е. пустоты текста, следует рассматривать как лексико-синтаксическое и лексико-семантическое выразительное средство. Данный визуальный прием воспринимается как языковой знак, обозначающий интонационную паузу, некий «пробел» в повествовании. Часто пустоты обрамляют значимый в смысловом плане фрагмент текста, тем самым автор привлекает внимание читателя и диктует «правильную» интонацию прочтения.

Визуальные приемы, с помощью которых текст разделяется на фрагменты, также способствуют созданию специфического ритма произведения. Повторяющиеся фразы маркируются отступами, что еще больше акцентирует внимание читателя. При этом короткие абзацы текста (часто длинной в одну фразу или несколько слов) визуально воспринимаются как стихотворные строки, что влияет на интонацию прочтения. Еще одна функция отступов – маркирование звукописи или рифменных созвучий, которые также способствуют созданию специфического ритма. Тем самым, в повествовании появляются элементы стиха, и проза приобретает некий поэтический оттенок:

«Я –

– подтянутый,

– схваченный,

– вскинутый…» [1: 89].

Такие визуальные приемы, как тире и отступ, часто используются при описании противопоставлений. При этом помимо противопоставления внутреннего, словесного, смыслового появляется противопоставление внешнее, визуальное, что еще больше усиливает эмоциональное восприятие текста:

«В то далекое время «Я» не был… –

– Было хилое тело; и сознание, обнимая его, переживало себя в непроницаемой необъятности…» [1: 17].

Ярким визуальным приемом является графическая разорванность слова. А.Белый видит в слове сложное образование, состоящее из звука, образа и значения. Представление в тексте слов, разбитых на фрагменты, предполагает описание смысла этих элементов как похожих на другие слова языка (или фрагменты этих слов). Графически проиллюстрированная возможность подобного совпадения актуализирует образно-ассоциативный план текста. Визуально выделенный фрагмент слова в таких случаях выступает как элемент, потенциально наполняемый лексическим, структурным и синтаксическим содержанием:

« – поражает звук слова «Кре-мль»: «Кре-мль» – что такое? Уж «Крем-брюлэ» мной откушан; он – сладкий.

– «кре» – крепость выступцев (кре-мля, кре-ма, кре-пости), а: – м, мль – мягкость, сладость…» [1: 115-116].

В качестве приема шрифтовой акциденции в повести «Котик Летаев» используется разряженное написание слова. Как правило, при помощи шрифта идейно-значимые элементы, которые требуют логического ударения. Функция данного приема – сигнальная, шрифтовая акциденция привлекает внимание читателя, выделяет фрагмент текста, подчеркивает его смысловую и эмоциональную значимость. Примечательно, что слово, выделенное однажды в одном контекстуальном фрагменте, в дальнейшем выделяется по всему тексту. Таким образом, разрядка становится приемом, с помощью которого происходит образное раскрытие текста, графически выделяются ключевые слова, отражающие тему и глубинный смысл произведения. Изменение шрифтового рисунка влечет за собой интонационно-ритмическое изменение, заставляя прочитывать текст иным образом, делая акценты на визуально выделенных словах: «Д о-т е л е с н а я жизнь одним краем своим обнажена в факте памяти» [1: 22].

Таким образом, фрагментарность сюжета, лейтмотивно-ассоциативный тип повествования, присущие произведениям А.Белого, формируют дискретный визуальный облик текста, разреживают классическую уплотненную структуру. Линейность пространства страницы нарушается такими шрифтовыми акцентами, как разрядка, графическая разорванность слова. Возникает контраст между выделенными и невыделенными элементами, моделируются более сложные структуры стилистических взаимоотношений между частями текста.

Наращивание различных визуальных приемов позволяет говорить нам о многоуровневой структуре текста и полифоничности его визуального аспекта. В автобиографическом цикле А.Белого (в частности, в повести «Котик Летаев») визуальные приемы представляют собой не отдельные элементы, а целую систему, которая не только орнаментирует внешний облик текста, но и выражает концептуальные уровни произведения, играет важную роль в оформлении идейного замысла. Сочетание визуальных особенностей формирует специфическую стилистику текста.

Литература

  1. Белый, А. Котик Летаев / А.Белый. – Петербург: Эпоха, 1922. – 292 с.

  2. Мочульский, К.В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов. / К.В.Мочульский. – М.: Республика, 1997. – 479 с.

  3. Семьян, Т.Ф. Визуальный облик прозаического текста / Т.Ф.Семьян. Челябинск: Библиотека А.Миллера, 2006. – 215 с.