logo
ГОСы

16. Методы построения когниотипа.

Когнитивное содержание предметной области опирается на массив текстов культуры как способ конденсации, фиксации и трансляции социокультурного опыта. Моделирование предметной области – это построение ее когниотипа (ментально-лингвистической модели).

Когниотип как функциональная модель знания представляет собой ментально-лингвистическую сущность, опирающуюся на семантические и прагматические макроструктуры текста в их развертке и системы вербальных единиц, покрывающих всю содержательно-смысловую ткань текста.

Когниотип– это база данных для порождения и понимания массива текстов определенной предметной области в их жанровой спецификации – это социокультурная база данных в меру ее «распакованности» в культуре, т.е. явленности в массиве текстов определенной предметной области. Выделяется также индивидуальный когниотип, кот. Существует в сознании отдельного субъекта общения как фрагмент его индивидуальной когнитивной системы (ИКС). Выделенные два модуса существования когниотипа – социальный и индивидуальный – соотносятся между собой как часть и целое. Допустимо и построение группового (интерперсонального) когниотипа, характеризующего знания определенной группы людей в определенной предметной области. Напр., в предметной области живописи допустимо выделение экспертного, любительского и дилетансткого уровней владения соответствующимкогниотипом.

Структура когниотипа:

Когниотип представляет собой трехкомпонентную структуру, соответствующую трем компонентам семантического представления текста: а) пропозициональную, отражающую «предметные знания» – объекты и их связи; б) модальную, отражающие процедурные знания интерперсонального и персонального вида – отношения; в) текстуальную (лингвистические выражения / когниотипические поля), служащие заготовками для создания текста.

Пропозициональный компоненткогниотипа представляет собой ментальную схему предметной области, включающую темы и суб-темы. Каждому узлу ментальной схемы соответствует набор языковых выражений (слова, словосочетания и устойчивые речения).

Модальный компонент – внутренняя структура желаний и устремлений, предпочтения, контролирующие желания. Такие параметры как «интенциональность», «достоверность», «эмотивность», «локация», «референциальный статус» образуют каркас модального компонента когниотипа. Им соположен набор языковых выражений, несущих модальные смыслы, образующий модальные когниотипические поля.

Собственно текстуальный компонент когниотипа завершает построение полной семиотики – в нем сосредоточены знания прагматические, процедурные – как организовать знания нижних уровней в сообщение о данной предметной области. На высшем уровне находятся знания текстовой деятельности (порождение и понимание текстов).

Речевой жанр воспринимается как наиболее психологически реальный уровень текстовой деятельности, в котором пересекаются пропозициональные, модальные и текстуальные знания, входящие в когниотип.

Способы создания когниотипа:

  1. Анализ представительной выборки речевых фрагментов из массива текстов некоторой предметной облатси и выявление их жанрово-специфических параметров декларативно-процедурного вида. В результате получается социокультурный когниотип. (например, предметная область «Косметка» – выборка речевых фрагментов, отражающих темы «Свойства кожи», «Свойства продукта» и их суб-темы: воздействие на кожу, красота, старение и др.

  2. Когниотип может быть эксплицирован через «прототипический» текст, выбранный из массива текстов данной предметной области, в кот. Представлены все инвариантные черты жанра. Возможно также синтезировать текст, абсорбирующий в себе все инвариантные характеристики массива текстов. Такой текст можно рассматривать как модельнуюинстанциациюкогниотипа.

  3. Экспликация когниотипа через игру, в которой выявляется интерсубъективныйкогниотип, основанный на ассоциативной компоненте организации памяти в сознании человека. Напр., воссоздать текст по заголовку и слотам для слов. В эксперименте задействованы разные виды знаний испытуемых: и вербально-семантическая сеть, и тезаурус, и блок мыслительных схем ИКС. Полученные данные распределяются в парадигматические ряды, которые между собой образуют синтагматические последовательности. А это – «заготовки» к реальному тексту.

Т.о., актуальный текст можно рассматривать как инстанциацию группы текстов (актуальных и потенциальных) определенного когниотипа, представляющего некоторую предметную область. По принципу русской матрешки в характеристику текста как процесса и продукта текстовой деятельности входят параметры жанра, суб-типа и текстотипа.