logo
ГОСы

27. Синергетическая модель понимания текста.

В последнее время все большую популярность приобретает синергетика как новое направление лингвистики, обладающее большим исследовательским потенциалом. Одними из первых работ, маркирующими появление системно-синергетического подхода, были труды Н. Л. Мышкиной. Концепция «внут­ренней жизни текста» (сущностные характеристики текста – смысл, систем­ность, спонтанность, синергия самодвижений текстовых единиц) вызвала большой резонанс среди лингвистов. Модель редуцирует семиотическую триаду дискурсивной деятельности (автор-текст-реипиент) до текста как сложной саморазвивающейся система. Ключевым моментом концепции Н. Л. Мышкиной является допущение, что текст живет по законам особенной «внутренней жизни», протекающей вне зависимости как от человека, создаю­щего текст, так и от человека, воспринимающего его. «Внутренняя жизнь» тек­ста – это особый мир со своим собственным пространственно-временным кон­тинуумом и особыми энергетическими параметрами, взаимодействующими с миром интеракции «автор – читатель». Таким образом, представляется возмож­ным рассмотреть два типа коммуникативных актов (автор – читатель, персо­наж 1 – персонаж 2) как комплементарные при описании художественной ком­муникации как самоорганизующейся системы. Целевой установкой, опреде­ляющей стабильность, автономность и когерентность самоорганизующейся системы художественной коммуникации выступает ее интенция. В фокус ис­следовательского интереса Н. Л. Мышкиной также попадают взаимоотношения между автором и субъектами текстового пространства.

Мышкина также последовательно проводит дифференциацию различных видов адресантов художественного коммуникативного действия. Исследова­тель выделяет артеавтора (реальный автор, нечетко просвечивающийся сквозь текстовое пространство), ментеавтора (маска или роль реального автора для презентации собственного «Я») и индуктора (субъект-носитель неавторских идей, оценок, действий). Артеавтор – это образ, складывающийся или созданный из основных черт творчества поэта и включающий также элементы преоб­разованной биографии. Ментеавтор представляет собой многоплановое поня­тие, которое может включать повествователя-нарратора, актера, исполняющего роль, и т.д. В отличие от артеавтора, ментеавтор эксплицитен. Индукторы – это персонажи, живущие и действующие в вымышленном художественном мире, а также все участники научной коммуникации, находящиеся вне ее адресанта.

Согласно рассматриваемой концепции, сущность текста проявляется в пяти смысловых планах, образующих горизонтальную проекцию, – предметно-ситуативном, гедонистическом, оценочном, интеллектуальном и поэтическом.

Звукосмыслообраз – единица анализа и единица интерпретации синергии самодвижений текста.

Функтор – текстовая единица с многоуровневой семантикой, производящая множество смыслов и проецирующая их друг на друга.

Контрадиктно-синергетическая модель позволяет выйти на звукосмыслообраз как единицу поэтического смысла. Интертекстуальность текста приращивает смыслы.

Контрадиктно-синергетическая концепция понимания вызывает критиче­ские оценки, связанные, в первую очередь, с рассмотрением самоорганизации внутренней структуры текста, взятой в отрыве от человека, являющегося его продуцентом и реципиентом.