logo
ГОСы

13. Модели языковой личности.

В российской лингвистике ощущение необходимости в изучении человека как центрального элемента языка в действии оформилось как исследование языковой личности. Сущ. 2 направления, сконцентрировавшиеся вокруг Г.И. Богина и Ю.Н. Караулова.

1. Модель языковой личности Ю.Н. Караулова (1987).

Отличительная особенность – статичность и межпарадигмальная организация. Модель включает три уровня: вербально-ассоциативный, ментальный, мотивационный.

Нулевой уровень – Вербально-ассоциативный или семантический уровень - исторически сложившаяся структурно-языковая система, отражающая степень владения обыденным языком, языковую картину мира.

Первый уровень –это лингвокогнитивный уровень, кот. предполагает отражение в описании языковой картины мира личности, ее тезауруса. отражающий тезаурус личности. По Караулову, это промежуточный язык. Сюда относятся: образ, гештальт, схема, фрейм, двигательное представление, пропозиция, картина, символ, формула, диаграмма, слово.

2 уровень – высший уровень модели – включает мотивы, установки, цели и интенциональности развития и поведения личности, управляющие ее дискурсивной деятельностью, определяющие в итоге «иерархию смыслов и ценностей в языковой модели мира личности».

2. Модель языковой личностиГ.И. Богина.– лингво-дидактическая модель яз.личности

Как педагог, онразработал генетическую модель личности в плане усвоения языка. Основой построения модели послужили высказывания или пересказы текстов детьми разного возраста, в которых выявлены уровни развития речи языковой личности.

Овладение языком у детей измеряется тремя уровнями: правильности (6 лет); интериоризованности (10-11 лет); насыщенности (15-16 лет). В норме каждый человек достигает третьего уровня языковой личности. Рассматриваются еще два уровня развития яз.личности для взрослых, при необязательности достижения этих уровней – адекватного выбора и адекватного синтеза.