logo
ГОСы

6. Конвергенция методов сциентизма и гуманитарных исследований в филологии.

Субъектом исследования гуманитарных наук является человек, причем он же является и центром исследований. Филология изучает язык как элемент человеческой деятельности, человека в языке. Кроме того, как и предметы других гуманитарных исследований, язык носит скорее идеальный (не материальный) характер, хотя и помещается в своих материальных носителях. Нестабильность и быстрая изменчивость объектов изучения филологии делает оптимальным использование именно гуманитарных исследований.

В природе, в большинстве случаев, господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук – выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления. К этим же методам часто прибегает и современная лингвистика. Однако, некоторые науки филологического кластера (например, литературоведение) основаны на понимании, истинность данных в них в значительной степени субъективна, поскольку она результат не доказывания, а интерпретации. Филология часто использует описательные методы и скорее индуктивный, нежели дедуктивный подход.

Методы сциентизма генерализирующие, то есть их цель – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило. В филологии тоже выводится общие закономерности, иначе она не могла бы считаться наукой, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому здесь используются и методы гуманитарного знания.

Ориентация современной науки на исследование сложных развивающихся систем и междисциплинарные исследования стирают различия между гуманитарными и естественными науками. На сегодняшний день в задачах, ориентированных на некий синтез естественнонаучного и гуманитарного подходов, первый должен пользоваться безусловным и абсолютным приоритетом. Такая презумпция приоритета методов сциентизма в междисциплинарных исследованиях вытекает из лучшей разработанности естественных наук как в фактологическом, так и в методологическом плане.

Следует отметить, что структурное отставании гуманитарных наук от естественных – на срок порядка 100-150 лет. Положительная сторона – значительный массив накопленных естественнонаучных знаний может быть без особого труда использован в гуманитарных исследованиях, в т.ч. и в филологии.

Также Т. Кун предлагает рассматривать парадигму как научное сообщество, которое руководствуется в своей исследовательской деятельности определенной совокупностью знаний и подходом к объекту исследования (в нашем случае – языку). Известно, что в лингвистике парадигмы не сменяют друг друга, но накладываются одна на другую и сосуществуют, в одно и то же время игнорируя друг друга.