logo
ГОСы

29. Лингвистический кластер наук: процессы дивергенции и конвергенции.

Современное состояние лингвистики в частности и научного знания в целом характеризуется значительной информационной насыщенностью и даже избыточностью: обилие публикуемых текстов затрудняет не только их осмысление, но и физическое осваивание. Большой объем разнородной информации «хоронит» под своим гребнем и те мысли, которые могут претендовать на теоретическую новизну, и те соображения, которые пополняют лишь «физический объём» знаний (в том числе и методологического характера). Внушительное количество публикаций по лингвистике, хотя и служат доказательством интереса к ее проблемам, не является, однако, гарантом развития науки: зачастую качество работ и склонность их авторов обращаться к одним и тем же проблемам свидетельствуют о ее стагнации.

ХХ век, начало нынешнего столетия не дали общепризнанной (хоть в какой-то степени) методологической системы. Переполняющие отечественные (и не только отечественные) работы разного рода «дискурсы», «парадигмы» и т.д. очень часто лишь маскируют нашу теоретическую беспомощность, дают широкий простор произвольным толкованиям, в рамках которых, например, «множественность истин» на деле означает отсутствие истины вообще.

В условиях отсутствия внятных методологических предпочтений и прорывов в постановке методологических проблем выход надо искать в рамках сближения, конвергенции известных, апробированных теоретических подходов либо в их «разбегании», дивергенции, поиске принципиально нового теоретического знания или «углубления» знания имеющегося.

В контексте общефилософском конвергенция основывается на единстве человеческой природы, нашей зависимости (независимости) от Бога, вообще на том соображении, что природа человека и общества едина, вследствие чего можно предположить и теоретическое единство именно в некой, высшей, «конвергенционной» точке. Конвергенция органично вписывается в современные размышления о глобальном характере знания, о его унификации, важности единого (в смысле − общепризнанного профессиональным сообществом) инструментария в ходе познания и исключения таких способов вторжения в реальность, которые зависят, как правило, лишь от личности исследователя.

Слово «дивергенция» восходит к латинскому первоисточнику и имеет много значений. Первоначально понятие было востребовано в математике, физике, последнее время – общественных науках. Не углубляясь в анализ дефиниции, подчеркнём главное: дивергенция в методологии истории означает невозможность создания теорий обобщающего, комплексного характера, отсутствие теоретических возможностей для «объединения» принципиальных идей различных подходов, концепций.

Э. Сепир писал: «Современному языкознанию уже трудно ограничиваться только своим традиционным предметом. Если только лингвисту не чужды творческие устремления, он не может не разделять взаимных интересов, которые связывают лингвистику с антропологией и историей культуры, с социологией и психологией, с философией и – в более отдаленной перспективе – с физикой и физиологией ». Прогностическую правильность приведенных слов свидетельствует развитие этнолингвистики, психолингвистики, социолингвистики, математической лингвистики и других интердисциплинарных наук, возникновение таких научных дисциплин, как лингвистика текста (дискурса), когнитивная лингвистика, коммуникативная лингвистика и т.д..

Конвергенция и дивергенция, универсализация и локальность – это две стороны одного и того же познавательного процесса, это гносеологические процессы «вечного» характера.