logo
ГОСы

31. Психолингвистика.

Психолингвистика возникла в середине XX века. Впервые о ней как о самостоятельной науке заговорили в 1953 г. на Международ­ном семинаре по междисциплинарным связям, проходившем под патронажем известных американских ученых — психолога Ч. Осгуда и антрополога, этнографа Т. Сибеока. Ввиду того, что структурная лингвистика, обеспечив известное продвижение в области познания структуры и системы языка, не смогла объяснить работу живых механизмов функционирования языка в процессе естественной человеческой коммуникации, вскоре все более и более настойчиво стали обосновывать необходимость изу­чения так называемого человеческого фактора в языке, осмысле­ния процессов говорения и понимания (восприятия) речи – ос­новных компонентов категории «речевая деятельность», лежащей в основе современной отечественной психолингвистики.

Психологическое направление в европейской лингвистике XIX веха (фон Гумбольдт, Штейнталь, Вундт, Потебня, Бодуэн де Куртенэ) подготовило почву, без которой, соб­ственно, возникновение психолингвистики в ее нынешнем виде было бы невозможным. У истоков психолингвистики стояли как отечественные и зарубежные лингвисты и психологи начала XX века. Яркими предшественниками отечественной психолинг­вистики были со стороны лингвистики Бахтин, Якубинский, Поливанов, со стороны психологии – Выготский и Леонтьев. Важная роль в создании концеп­ции отечественной психолингвистики принадлежит петербургс­кой школе, и, прежде всего, Щербе. Он выдвинул следующие положения 1) о приоритетном изучении процессов го­ворения и понимания (восприятия), 2) о важности исследования «отрицательного» языкового материала (детской речи и патоло­гии речи), 3) о необходимости использования в языкознании экспериментальных методов.

В истории психолингвистики различают, по крайней мере, три направления: ассоциативную, трансформационистскую и рече-деятельностную психолингвистику.

Основателем ассоциативной психолингвистики является Ч. Осгуд. В качестве исходной концепции здесь используется необихевиоризм – учение, согласно которому поведение человека рассматривается как система реакций на стимулы внешней среды. В отечественной психолингвистике этому принципу речевого поведения противопоставляется принцип активности, когда человек действует не по схеме «стимул — реакция» а согласно выстроенной им же программе действий, по наиболее рациональному пути, ведущему к достижению цели.

Трансформационная психолингвистика создавалась школой Миллера—Хомского. Концепция Миллера-Хомского опиралась на теорию порож­дающей грамматики, согласно которой в основе языка лежит огра­ниченная система правил, задающая бесконечное число «правиль­ных» предложений-высказываний. С помощью этой системы правил говорящий выстраивает «правильное» высказывание, а слушающий его декодирует (пытается его понять). Для осмысления процессов — говорения и понимания Н. Хомский вводит понятия «лингвистичес­кая компетенция» — потенциальное знание языка и «языковая ак­тивность» — процесс реализации этой способности.

В процессах говорения и понимания ученый различает поверх­ностные и глубинные грамматические структуры. Глубинные струк­туры воспроизводятся или (чаще) трансформируются в поверх­ностные. Механизмы преобразования одних структур в другие получают у Дж. Миллера психологическую интерпретацию и рас­сматриваются как своеобразное проявление мышления. Психолин­гвистические исследования в других странах (ФРГ, Англии, Ита­лии и др.), как правило, развивают идеи Миллера—Хомского. Поэтому зарубежная психолингвистика является преимущественно трансформационистской.

Зарубежная психолингвистика опиралась кроме того на тра­диции психологической школы Жана Пиаже во Франции. Согласно теории Ж. Пиаже, мышление ребенка в своем развитии преодолевает три стадии: сенсомоторную, до-операциональную и формально-операциональную. Речь ребенка развивается, по мнению Ж. Пиаже, под воздействием двух факто­ров: а) общения с другими членами этноязыкового коллектива и б) преобразования внешнего диалога во внутренний (эгоцентри­ческое общение с самим собой).

Психологический базис отечественной психолингвистики формировался главным образом на культурно-исторической пси­хологии Выготского. Ее определяющие идеи воплотились в сфокусированном виде в двух основных поло­жениях: а) речевая деятельность представляет собой совокупность мотива, цели и иерархической структуры речевого общения; б) в центре речевой деятельности находится человек как социальное существо, поскольку именно социум формирует и регулирует его речедеятельностные процессы. Из-за того, что в центре внимания формирующейся науки оказалось речевое общение как деятель­ность, отечественная психолингвистика получила второе наиме­нование — «теория речевой деятельности».

Деятельность человека, согласно этой теории, опосредована общественно обусловленной систе­мой 1) орудий труда и 2) «орудий» интеллектуального поведения (знаки). Причем вторые являются аналогом первых. Знаки как ору­дия интеллектуальной деятельности открывают перед человеком новые, более совершенные возможности общества, которые не в состоянии обеспечить ни безусловные, ни условные рефлексы. Знак, повторяя материальное орудие труда, ориентирован не вов­не, а внутрь. Поэтому они выполняют функцию интериоризации (лат. interio «внутрь»).

Для осуществления активной познавательной деятельности с отсутствующим предметом человеку необходим специфический посредник между реальным предметом и его идеальным аналогом (образом). Таким посредником выступает знак — некий «предмет», способный в мысли замещать соответствующий предмет. Специфика мысли­тельной деятельности как раз в том и состоит, что человек опери­рует уже не реальными предметами, а их знаковыми заместителя­ми. Знаки, при помощи которых осуществляется мышление, под­разделяются на неязыковые и языковые. Но в любом случае мышление — знаковая форма деятельности. В связи с этим мышле­ние может быть неязыковым и языковым. Языковое мышление — это деятельность с отсутствующими предметами, опирающаяся на языковые знаки, означающие которых случайны, и не име­ют генетической и содержательной связи с мыслимыми предметами. Поэтому один и тот же предмет обозначается в разных языках знаками совершен­но разными означающими. Проблема интериоризации, таким образом, – сфера пересе­чения психолингвистики и когнитивной лингвистики.

Основной метод психолингвистики — лингвистический экс­перимент, в рамках которого разработаны разные методики: а) ассоциативного эксперимента б) экспериментального шкалирования, в) вероятностного прогнозирования и г) индексиро­вания текста.

Задачи метода лингвистического эксперимента и методика его применения зависят от цели исследования и уровневого статуса языковых единиц. Так, слова – основные номинативные едини­цы – в психолингвистике изучаются с точки зрения того, как они располагаются в нашем языковом сознании, по какому прин­ципу структурируются (относительно друг друга), как в процессе порождения высказывания ведется их поиск и т.п. Чаще всего для ответов на поставленные вопросы используется лингвистический эксперимент, опирающийся на методику свободных ассоциаций. Методика проведения ассоциативного эксперимента сводится к тому, что испыту­емому предъявляется список слов-стимулов, на каждое из которых он должен, не задумываясь, написать или высказать любое пришедшее на ум слово-реакцию.

Применительно к словообразованию лингвистический экспе­римент обычно призван ответить на два вопроса: 1) как «рожда­ются» новые слова и 2) как «живет» производное слово в нашем языковом сознании? Для этого испытуемым (детям дошкольного возраста) предлагается ответить на ряд вопросов, предполагаю­щих употребление производного слова.

В области грамматики психолингвистика разъясняет правила смысловой организации речевого высказывания (отношения между словоформами, виды грамматической связи между ними). Клас­сический эксперимент в этой сфере языка был поставлен в свое время Л.В. Щербой. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Эксперимент пока­зал, что предложенные грамматические формы 1) способны вы­ражать грамматические значения 2) вступать между собой в грамматические связи и отношения; 3) языковое сознание че­ловека при этом располагает синтаксическими моделями, схема­ми и образцами, где значимые позиции представлены граммати­ческими формами

Примером служит ставшая уже хрестоматийной фраза Н. Хомского: Бесцветные зеленые идеи бешено спят.

Материалом психолингвистических исследований является речь (высказывания, тексты) вообще, «ненормативные» виды речево­го общения, детская речь, патология речи (афазии, угнетения одного из полушарий коры головного мозга, хезитации — коле­бания в речи говорящего и т.п.). Наиболее специфическим пред­метом изучения в этом ряду следует считать патологию речи, которая исследуется новой дисциплиной — нейролингвистикой (Лурия и его школа). Те же аспекты психолингвистики, кото­рые связаны с лингвистическими механизмами познавательной деятельности, в последнее десятилетие становятся предметом ис­следования когнитивной лингвистики.

В целом современная психолингвистика позволяет устранить некоторые традиционно «белые пятна» языкознания: представить лексикон как динамическую функциональную систему, модели­ровать процессы опознавания слов (производных, многозначных, неологизмов, метафор и фразеологических единиц), процессы ре­чепроизводства и понимания речи (текста), решать проблемы би­лингвизма, описывать стратегии овладения и пользования языком.