logo
ГОСы

24. Конструктивная модель понимания текста.

Конструктивная модель обращает внимание на структуру самого текста и его организованность на различных уровнях.Конструктивный подход выделяет в тексте поверхностную и глубинную структуры и определяет их взаимодействие через когнитивную базу данных.

Можно выделить несколько основных положений представленной модели.

Текст представляет собой свернутую структуру, и эта смысловая структура (концепт) может быть развернута в процессе порождения текста.В процессе понимания и развертывания «некоего мыслительного сгустка» реципиенту необходимо объединить несколько высказываний в одно смысловое целое. При этом пошаговость восприятияязыкового материала предполагает как последовательную обработку поступающей информации, так и интеграцию смысла текста.

Н.И. Жинкин отмечает, чтотекстовый смысл – это интеграция лексических значений двух смежных предложений текста.Если интеграции не возникает, берётся следующее смежное предложение, и так до того момента, когда возникает смысловая связь этих предложений».Смысл рождается лишь на пересечении как минимум двух высказываний. 

Далее, конструктивный подход выделяет поверхностную и глубинную структуру текста.Поверхностная структура выражена предикативными единицами (клозами).Согласно концепции некоторых ученых (Жинин, Новиков), основу смысловой структуры текста образует главная предикативная связь, которая определяет содержание текста.Наряду с главной предикативной связью выделяются дополнительные, которые раскрывают основную с различных точек зрения по линии ее конкретизации, уточнения, расширения, обобщения.

В основе глубинной структуры текста лежит представление о содержании текста как системы денотатов. Т. ван Дейк вводит не только понятие семантической макроструктуры, характеризующее тематическое содержание текста, его глобальную связность, но и понятие прагматической макроструктуры, т.к. «существует не только связанная последовательность предложений и пропозиций, но и связанная последовательность речевых актов».Семантические макроструктурысигнализируются непосредственно тематическими предложениями или словами, связками, местоимениями и т.д., или же они выражаются косвенным образом последовательностями предложений. Прагматическое же пониманиепредставляет собой последовательность процессов, содержанием которых является приписывание высказываниям участниками коммуникации особых конвенциональных сущностей—иллокутивных сил.

Первым этапом восприятия текста является распознавание отдельных слов и выражений, т.е.«восприятие вербальных знаков в их контекстуальной связи в режиме семантизации» (Баранов).

На втором этапе происходит выявление глубинных (семантической и прагматической) макроструктур текста. На этом уровне необходимы «знания общего характера (прежде всего конвенциональные) о (взаимо)действии, о правилах, главным образом прагматических и другие разновидности имеющих общий характер знаний о мире (фреймы). Фреймы (концептуальные системы) необходимы для восполнения когенрентности смысловой структуры текста».

На предпоследнем этапе происходит осмысление глубинной структуры текста с учетом картины мира интерпретатора.

Последний этап понимания предполагает соотнесение новой полученной информации с уже существующим багажом знаний, опыта человека.

Как отмечает А.Г.Баранов, данная модель работает успешно с теми типами текста, в которых денотативное содержание является превалирующим, т.е.преимущественно с научными и информационными текстами.