logo
ГОСы

По дисциплине «Современные проблемы лингвистики»

  1. Антропоцентрическая научная парадигма в лингвистике.

В лингвистике традиц выделяют 3 научные парадигмы: сравнит-истор (характерная для языкозн 19 в и основанная на сравнит методе), системно-структурная (в центре — слово) и антропоцентрическая, «возвратившая человеку статус меры всех вещей и вернувшая его в центр мироздания» (Воркачев, 2001). в рамках данной парадигмы исследуется человек в языке и язык в человеке. (Маслова).

Язык всегда признавался яркой определяющей характеристикой этноса. Про блема языка и культуры, языка и человека всегда оставалась одной из центральных и рассматривалась в трудах гумбольдта, бенвениста, штейнталя, потебни и др. однако с первой половины 20 столетия она отошла на 2 план, и язык стал рассматриваться в самом себе и для себя. Как говорит волошин, многие десятилетия лингвисты изучали человека молчавшего. Осознание необходимости изучать язык и человека комплексно, т.е. говорящего, побудило уделить внимание этой проблеме.

Так, антропоцентричность языка является ключевой в современной линг. По данной парадигме, человек познает мир «через осознание себя, своей теоретической и предметной деятельности в нем», и это придает ему право «творить в своем сознании антропоцентри порядок вещей», который определяет его сущность, мотивы, ценности.

Данная парадигма делится на 4 взаимосвязанных направления. 1) исследует язык как зеркало чеолвека. Базовым здесь явл картина мира, осн задача — изучение того, как человек отражает себя в языке. 2) коммуникативная лингвистика — интерес — процесс коммуникации. 3) изучает роль языка в познавательных процессах и когнитивной организации человека. 4) нацелено на выяснение того, каким образом язык существует в самом человеке (внутрисубъектная лингвистика или теория носителя языка). Основатель — Бодуэн де Куртенэ, который считал, что «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов, составляющих сообщество».

Язык — сложное явление. Чтобы отразить это, Ю.С. Степанов представил его в виде нескольких образов:

  1. язык как язык индивида;

  2. яз как член семьи языков

  3. яз как структура

  4. яз как система

  5. яз как тип и характер

  6. яз как компьютер

  7. яз как пространство мысли и «дом духа» (хайдеггер).

В конце 20 века яз стал рассматриваться как важная составляющая культуры, как фактор формирования культурных кодов. Появились новые установки и цели исследования языка.

Таком образом, формирование антропоцентр парадигмы привело к «развороту лингвистич проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культ традиции стоит языковая личность во всем ее многообразии: я-физическое, я-социальное, я-интеллектуальное, я-эмоциональное, я-речемыслительное».

Итак, антропоценрич парадигма:

  1. выводит на первое место человека

  2. язык — главная характеристика человека

  3. культура и язык — антропцентрические сущностти, они в человеке, служат человеку и без него не имеют смысла.

  4. Лингвокультурология - «продукт» антропоцентр парадигмы в современной лингвистике

  5. языковая личность и концепт — основные категории, инструмент для воссоздания человека говорящего.