6. Культура речи
Культура речи – это область духовной культуры, связанная с применением языка, это качество речи, обеспечивающее эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. В культуре речи соединяется язык и опыт применения языка. Традиция речевого пользования переводится в область ценностных характеристик: одни средства языка и речевые приёмы выделяются и рекомендуются в виде образцов для подражания, другие не рекомендуются как социально осуждаемые или непрестижные. Следовательно, в основе понятия культуры речи лежит понятие нормативности. Правило, правильность, норма – это центральные понятия культуры речи, действующие во всех её сферах.
При освоении культуры родной речи человек имеет четыре ориентира: нормы литературного языка, совокупность этических установлений своего народа, совокупность целей и обстоятельств общения, а также национальное представление о красоте речи. В каждом конкретном случае говорящий должен учитывать не один, а все четыре ориентира одновременно.
Языковой компонент культуры речи охватывает правила предпочтения литературной языковой единицы, т.е. круг обязательных норм литературного языка (правильно класть, а не ложить; инженеры, а не инженера; который час, а не сколько время). Для того чтобы осуществить этот выбор, необходимо иметь представление о делении национального языка на литературный язык и нелитературные разновидности (диалекты, просторечие, жаргоны).
Вторая часть языкового компонента связана с правилами выбора одного из вариантов в пределах литературного языка – того варианта, который больше всего соответствует определённой сфере употребления (в разговорной речи допускается картошка: копать картошку; а в деловой – картофель: закупка картофеля). Правильный выбор таких вариантов может осуществить человек, имеющий представление о функциональных стилях речи и эмоционально-экспрессивном расслоении языковых единиц.
Этический компонент культуры речи связан с выражением нравственного кодекса народа, этики взаимных отношений в различных речевых ситуациях (общение взрослых в официальной или бытовой обстановке; обращение младшего к старшему; правила приветствия мужчины и женщины и т.д.).
Коммуникативный компонент реализуется в том влиянии, которое оказывает на речь обстановка общения, ситуация, приспособление речи к возможностям адресата.
Эстетический компонент связан с укоренившимися в отечественной культуре представлениями о том, что красиво и что некрасиво в речи. Эстетический компонент представляет такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. А норма языка (литературная норма) – это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период его развития в письме и говорении.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1