logo
Учебно-метод

4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов

Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать, собрать интересный для себя и полезный для аудитории материал. В методической литературе определены основные источники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. Это официальные документы, научная и научно-популярная литература, энциклопедии и словари по различным отраслям знаний, лингвистические словари, статистические сборники, ежегодники, библиографические указатели. Чтобы выступление получилось более содержательным, лучше использовать несколько источников.

Этап подготовки к публичной речи связан с работой в библиотеке, поэтому оратору необходимо уметь пользоваться различными каталогами (алфавитным, систематическим, предметным). Очень важно научиться работать с книгой, знать виды чтения (сплошное, выборочное, комбинированное). Работу над книгой начинают с предварительного знакомства с ней: изучение титульного листа (год и место издания, наименование издательства), аннотации (она находится на обороте титульного листа или в конце книги), рекомендуется ознакомиться с предисловием и послесловием. Нужно обязательно делать соответствующие записи о прочитанном материале. Выписки лучше делать на карточках, указав в их верхней части тему, к которой относится запись, а в нижней части – «выходные данные» источника. У каждого человека в процессе жизни вырабатываются свои методы и приёмы поиска материала. Главное, чтобы они были эффективными.