2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
Сферы учебной и научной деятельности отличаются тем, что в них преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Ведущее место в научном стиле занимает монологическая речь, в то время как в учебной сфере преобладает диалогическая форма общения.
Речевыми жанрами, воплощающими научный стиль языка, являются научные статьи, монографии, диссертационные работы, трактаты, доклады на конференциях, симпозиумах, конгрессах. К жанрам учебной сферы относятся так называемые вторичные тексты, создаваемые в результате компрессии первоисточника: план, тезис, аннотация, реферат, рецензия, конспект.
План – это самый простой вид компрессии. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. В вопросном плане используются вопросительные слова. Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения. Тезисный план отражает ключевые предложения текста.
Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными (краткое изложение содержания публичного выступления) и вторичными (на основе работы другого автора). В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Тезисы раскрывают решение проблемы, вопросов, а план их только называет. Как правило, предложения с тезисами строятся с употреблением отглагольных сказуемых, безличных предложений.
Аннотация – краткая характеристика содержания статьи, книги. Она даёт общее представление об источнике, но не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают информационные (даётся описание без оценки), рекомендательные (даётся характеристика и рекомендации для практического применения), групповые (характеристика нескольких произведений). В практике вуза аннотация используется при написании дипломного проекта.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в именительном падеже. Аннотация состоит из двух частей: в первой даётся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы и положения. В конце может указываться адресат. Схема аннотации: кто, о чём, из каких частей, как, для кого. Используются стандартные речевые клише: В книге исследуется (что?); показано (что?); рассматривается; анализируется; В работе нашли отражение…Книга рассчитана (на кого?); предназначена (для кого?). Текст аннотации помещается на обратной стороне титульного листа источника.
Реферат – краткое изложение научной работы (одной или нескольких), т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основное требование к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Простой информационный реферат составляется на основе одной работы. Студенты обычно пишут рефераты на определённые темы, такие рефераты называются тематическими. Для их написания могут быть привлечены 2-3 научные работы.
Особенность реферата заключается в его объективности, он не должен отражать субъективных взглядов. В отличие от аннотации, реферат может содержать иллюстративный материал. Объём реферата от 5 до 15 печатных листов. Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу.
Различают рефераты продуктивные, содержащие творческое, или критическое, осмысление научной работы (это реферат-обзор, реферат-доклад) и репродуктивные, воспроизводящие содержание первичного текста (это реферат-конспект, реферат-резюме). Реферат-конспект содержит фактический материал в обобщённом виде, иллюстрации, сведения о методах исследования, о полученных результатах, о возможности применения. Реферат-резюме приводит только основные положения, связанные с темой текста. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения. Реферат-доклад содержит анализ информации первоисточника и объективную оценку состояния проблемы.
В композиционном плане реферат должен иметь три главных компонента: 1) вводную часть (библиографическое описание), 2) собственно текст, включающий вступление, основную часть и заключение, 3) выводы и справочный аппарат. В реферате используются свои речевые клише: в статье, помещённой…; статья носит название..; книга посвящена теме, проблеме…; выбор темы закономерен; автор затрагивает, касается, останавливается, ставит вопрос, опровергает, приводит факты…; к недостаткам работы можно отнести…
Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть, заключение, библиографию. На титульном листе должно быть название вуза, кафедры, тема реферата, данные о студенте и руководителе, указание на место и год написания.
Рецензия – письменный разбор текста, который предполагает комментирование основных положений работы: толкование авторской мысли, выражение своего отношения к проблеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы. В структуру рецензии входят: введение (проблемы и задачи), характеристика и краткое содержание, оценочная часть (достоинства и недостатки), выводы. Алгоритм написания рецензий и отзывов включает: 1) предмет анализа; 2) актуальность темы; 3) формулировку основного тезиса; 4) краткое содержание работы; 5) общую оценку; 6) достоинства, недочёты; 7) выводы.
Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. После просмотрового чтения, чтобы написать конспект, необходимо: 1) выделить смысловые части источника; 2) сформулировать микротему в каждой смысловой части, используя ключевые слова и ключевые фразы; 3) выделить в каждой части главную и дополнительную информацию; 4) записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений. Необходимо записать все выходные данные источника, а в тексте конспекта на полях слева отмечать страницы, на которых находится та или иная цитата.
Курсовая работа – это одна из важнейших научных работ в вузе для студента, результат его первого научного исследования. Первыми ступенями на пути к ней являются практические работы студента, отчёты, выполнение расчётно-графических заданий. Цель курсовой работы – выявить навыки самостоятельной научной работы студента. Курсовая работа защищается на кафедре и является как бы репетицией защиты будущей дипломной работы.
Требования к курсовой работе: актуальность тематики, изучение и анализ научной литературы по теме исследования, характеристика, описание анализа опытов, обобщение результатов исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций, культура оформления курсовой работы. Объём её может составлять 35-40 печатных страниц. Из этого объёма около 10% занимает вводная часть, от 5 до 10% – заключение.
Подготовка к исследованию, проведение опытов, оформление – таковы три этапа написания курсовой работы. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, главы, заключение, литература, список приложений. Правила оформления курсовой работы: 1) цитаты указываются со ссылкой на источник и пишутся в кавычках; 2) таблицы нумеруются арабскими цифрами; 3) каждая новая глава начинается с новой страницы; 4) текст состоит из вводной и основной частей, заключения.
Дипломная работа – это самый главный труд, итог всех лет обучения, экзамен на зрелость и заявка на будущие профессиональные успехи. Структура дипломной работы следующая: титульный лист, задание, аннотация, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения. Объём аннотации, текста будущего выступления на защите перед комиссией, около одной печатной страницы. Дипломная работа должна быть написана правильным литературным языком, по нему судят об уровне профессиональной и общекультурной подготовки студента.
При оформлении работы важна рубрикация текста, т.е. его членение на логически самостоятельные составные части. Рубрикация текста выражается в нумерации, которая может быть различной: с использованием прописных и строчных букв, римских и арабских цифр. Номера глав обозначаются римскими цифрами, номера параграфов – арабскими. Цитирование может быть точным, косвенным или в виде ссылки. Точное цитирование предусматривает обязательное указание источников с их страницами. Косвенное цитирование как соотношение между прямой и косвенной речью. Ссылка представляет собой упоминание автора и источника. Библиография – это список использованной литературы, который помещается после заключения на отдельном листе. Все источники располагаются в алфавитном порядке, каждый источник занимает отдельную строку под своим порядковым номером и должен быть описан согласно установленным ГОСТам.
В негуманитарных вузах выпускной квалификационной работой является дипломный проект, который, кроме текстовой части, включает в себя множество чертежей, плакатов и другие демонстрационные материалы. Требования к дипломному проекту те же, что и к дипломной работе.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1