Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
Публицистический стиль считается особенно сложным и разветвленным, характеризующимся многочисленными переходными (межстилевыми) влияниями. Основные его подстили – газетно-публицистический (язык газеты); агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.); официальный политико-идеологический (партийные постановления и т. п.); массово-политический (выступления на собраниях политического характера).
В свою очередь, каждый подстиль имеет несколько разновидностей в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь весьма ощутимы. К жанрам публицистического стиля относятся:
-очерк – изложение и анализ различных фактов и явлений социальной жизни обычно с непосредственной их интерпретацией автором (стиль очерка должен быть взвешенным, спокойным, без особого выражения эмоций; объём средний);
статья – стилистически неоднозначный жанр, это может быть памфлет, очерк или результат совмещения того и другого;
заметка – краткое сообщение на актуальную тему;
эссе – общие или предварительные соображения по какому-то поводу, которые автор излагает в разговорном стиле, непринуждённо, показывая свою индивидуальную позицию;
памфлет – произведение с злободневным социально-политическим обличением, с моментами сатиры;
прокламация – печатное воззвание агитационного характера или в форме листовки;
манифест – воззвание, декларация, обращение, содержащее программу и принципы деятельности организации, партии;
программа – изложение основных положений и целей деятельности партии, организации, правительства;
фельетон – острокритический жанр, сатирически или юмористически изображающий какое-то явление или лицо;
интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы;
репортаж – оперативное сообщение корреспондента о каком-либо событии, очевидцем которого является в момент сообщения.
Весьма сложным оказывается внутристилевое расслоение газетной речи. Стилевые различия в ней обусловлены прежде всего преобладанием в конкретном тексте одной из основных газетных функций – информативной или пропагандистской. Кроме того, некоторые специфические газетные жанры (передовица, репортаж, интервью, информация и др.) по стилевым особенностям отличаются от всех прочих. Некоторые различия стиля объясняются и направленностью издающего органа, специализацией газеты, тематикой содержания и авторской манерой изложения.
В газетных жанрах весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния, например, воздействие художественно-беллетристического стиля на очерк, фельетон, репортаж. Собственно очерк является синтетическим художественно-публицистическим жанром, и это отражается в его стиле, однако газетный очерк отличается по стилю от собственно художественного стиля.
Газета, являясь популяризатором знаний в области науки и техники, экономики и культуры, использует в ряде своих материалов особую разновидность научно-популярного или научно-публицистического стиля. Воздействие научного стиля проявляется также в проблемных статьях, где дается аналитико-обобщенное изложение предмета речи.
Несмотря на разнообразие газетных материалов (что находит отражение в стиле речи), можно говорить об общих принципах построения газетной речи, об общности ее функций, структуры и стилевой окраски, следовательно, о газетном подстиле в целом.
Публицистика как сфера массовой коммуникации имеет и другие разновидности: радиопублицистика, кинопублицистика, телепублицистика. Каждой из них помимо общих черт, свойственных публицистике, присущи свои лингвостилистические различия. Выделяется и такая специальная сфера, как ораторская речь, – особый публицистический подстиль, представляющий собой сложное взаимодействие письменно-публицистической и устно-публицистической речи. Вопрос о статусе ораторской речи в функционально-стилевом расслоении языка до сих пор не решен. Это устная форма продуманной, обычно заранее подготовленной речи, предполагающей специальное воздействие на слушателей.
Ораторская форма речи неоднородна и тяготеет к функциональным стилям, соответствующим сферам их применения: ораторская публицистическая речь, академическое красноречие, судебное красноречие. Это тот сложный случай, когда пересекаются функциональные стили и формы речи. Все эти внутренние разновидности объединяет общая цель – воздействие на слушателей с целью достижения заранее предусмотренного эффекта.
Публицистический стиль применяется и в письменной, и в устной формах, которые в рамках этого стиля тесно взаимодействуют и сближаются, причем основной более часто является письменная форма.
Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая. Он применяется для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, но при непременном условии, что они представляют общественный интерес. Информационная функция неотделима от функции воздействия.
Информационная функция свойственна и другим стилям, например, художественному, но характер информации здесь иной: в художественном произведении действительность предстает не прямо, не непосредственно, а в художественно-обобщенной форме, являясь результатом творческой фантазии художника; публицистика же отражает жизнь непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Это не свидетельствует о том, что публицистике чужды типизация и обобщение, однако они проявляются не столько в воспроизведении самих фактов, сколько в их истолковании и освещении. Соотношение художественной литературы и публицистики, обусловленное различным характером сообщаемой ими информации, напоминает соотношение между художественным и документальным кинофильмами.
Воздействующая функция не только объединяет публицистику и художественную литературу, но и разделяет их, так как в значительной мере определяется формой выражения позиции автора в художественном и в публицистическом произведениях: автор-публицист обычно выражает свою позицию прямо и открыто, а позиция автора-художника обычно проявляется в сложной речевой и композиционной структуре художественного произведения.
Жанрами публицистического стиля являются: выступления на собраниях политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивные обозрения и др.
Наиболее полно и широко во всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен, как уже отмечалось, на газетных полосах – это партийные постановления и приказы, политические доклады и речи, идеологические консультации и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.
Не все, что публикуется на страницах газеты, относится к публицистическому стилю. Так, стихотворение или рассказ, где бы они ни публиковались, относятся к художественному стилю, а постановление или приказ – к официально-деловому. Собственно газетными следует считать такие жанры, как передовая статья, корреспонденция, репортаж, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение, информация. О стилевом единстве газеты свидетельствует и то обстоятельство, что далеко не всякий жанр и не всякая словесная форма вписываются в язык газеты.
Важнейшим лингвистическим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка.
Выразительность газетной публицистики обусловлена ее агитационно-пропагандистской функцией и отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового читателя, широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций – все эти особенности газеты требуют использования броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.
Стремление к стандартизации языковых средств отражает информационную функцию газеты и в еще большей мере – условия ее функционирования. Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью. С этими факторами связан конструктивный принцип публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии. В зависимости от преобладания стандартно-информативных или экспрессивно-воздействующих смыслов в тексте различают его подстили.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1