5. Образец выполнения контрольной работы
Задание 1. Расставьте ударения и объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.
Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, ирис – ирис, острота – острота, старина – старина.
Образец:
Атлас (сборник карт географических, анатомических, сборник таблиц)– атлас (сорт шелковой гладкой блестящей ткани). Атлас мира – мягкий атлас.
Броня (закрепление кого-либо или чего-либо за кем-н., а также документ на такое закрепление) – броня (1. в старину: металлическая одежда, защищающая туловище воина; 2) прочная защитная облицовка из специальных стальных плит на военных судах, танках и т.д.). Броня на квартиру – крепкая броня.
Видение (способность воспринимать окружающее) – видение призрак, привидение; что-нибудь, возникшее в воображении). Видение художника – видение показалось.
Ирис (1) травянистое растение с крупными яркими цветками; 2) толстые крученые разноцветные нитки) – ирис (сорт конфет в виде кубиков шоколадного цвета). Цветы ириса – жевать ирис.
Острота (остроумное выражение) – острота (1) отточенность, высокая режущая или колющая способность; 2) проницательность; 3) ярко выраженный вкус или запах). Тонкая острота – острота специй, острота ощущений, острота, лезвия.
Старина (былина, историческая народная песня) – старина (1) давнее, давно минувшее время; 2) старинный предмет, обычай). Петь старину – глубокая старина, коллекционировать старину.
Задание 2. Какой звук [о] или [э] следует произносить под ударением в следующих словах?
Афера, безнадежный, белесый, желчный, маневры, одноименный, опека.
Образец:
А[ф’э]ра, безна[д’о]жный, бе[л’о]сый, [ж’о]лчный, ма[н’о]вры, однои[м’о]нный, о[п’э]ка.
Задание 3. Мягко или твердо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение?
Атеизм, антенна, бандероль, бассейн, дебют, гипотеза, музей, сессия.
Образец:
А[дэ]кватный, а[тэ]изм, ан[тэ]нна, бан[д’э]роль, бас[с’э]йн, [д’э]бют, гипо[т’э]за, му[з’э]й, [сэ]ссия и [с’э]ссия.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте их выбор.
Ни…кие бе…к…нечные к…мыш...; без…дейный, без…звестный, пред…стория, фин…спектор, без...нициативный, контр…гра, меж…гровой, сверх…зысканный.
Образец орфографического разбора:
Низкие бесконечные камыши.
Низкие – правописание глухих и звонких согласных. Правило: чтобы проверить, какую согласную следует писать, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы согласная стояла перед гласной. Проверка: низкий – низенький. Написание морфологическое, так как в корне -низ- всегда, независимо от произношения, пишется буква З (низ, низкий, низший), а не С и возможна проверка опорным словом.
Бесконечные – правописание приставок на –З. Правило: в приставках ИЗ-, -НИЗ-, БЕЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ВОЗ-, ЧЕРЕЗ-, ЧРЕЗ- перед глухими согласными пишется буква С, в остальных случаях буква З. В данном случае перед глухим согласным К нужно писать букву С. Это фонетическое написание, так как выбор буквы меняется в зависимости от произношения (безрадостный – бесконечный).
Бесконечные – проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы эта гласная оказалась под ударением. Проверка: бесконечные – кОнчить, кОнчик. Однако нужно учитывать, что в глаголах с этим корнем происходит чередование О – А (закончить – заканчивать) и правописание этого корня в глаголах подчиняется другому правилу.
Камыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное (беспроверочное, иррациональное).
Камыши – правописание гласных после шипящих. Правило: после шипящих Ж, Ч, Ш, Щ не пишутся Ы, Ю, Я, а пишутся И, У, А. Написание традиционное.
Безыдейный – правописание Ы / И после приставок. Правило: После приставок на согласный (кроме приставок меж-, сверх- и всех иноязычных) корневое И заменяется на Ы: предыстория (история), предынфарктный, (инфарктный), безынтересный (интересный), но: сверхинтересный, межинститутский, постинфарктный.
Безызвестный, предыстория, финиспектор, безынициативный, контригра, межигровой, сверхизысканный.
Задание 5. Вставьте вместо точек –Н- или –НН- и объясните свой выбор.
Туше…ые овощи, кова…ый сундучок, груже…ая кирпичом машина, стреля…ые гильзы, коше…ые луга, исхоже…ые тропы, увиде…ый фильм, сея…ая рожь, ране…ый в плечо, назва…ый в честь кого-то, спрята…ые гостинцы.
Образец:
тушеные овощи (причастие несовершенного вида; нет зависимого слова; нет приставки, кроме не-; поэтому пишется одно н); тушенные в горшочке овощи (есть зависимое слово, поэтому пишется нн); протушенные овощи (причастие совершенного вида; есть приставка, кроме не-, поэтому пишется нн);нетушеные овощи (есть приставка не-, но она не влияет на правописание, поэтому пишем одну н); кованый сундучок (причастие несовершенного вида; нет зависимых слов, приставок, кроме не-); кованный мастером сундучок (есть зависимое слово, поэтому в причастии пишется нн); прикованный к стене сундучок (есть приставка, кроме не-, и зависимое слово, поэтому пишем нн); некованый сундучок (имеющаяся в слове приставка не- не влияет на правописание суффикса причастия, поэтому пишем одну н).
Задание 6. Распределите имена существительные по следующим группам: а) слова мужского рода; б) слова женского рода; в) слова среднего рода; г) слова
общего рода; д) слова, не имеющие рода.
Бабушка, ножницы, горошина, картофель, тишь, сластена, знамя, педагог, староста, Женя, автомобиль, стол, кассир, сливки, такси, книга.
Образец:
женск. род ср. род мужск. род общий род нет рода
бабушка знамя картофель сластена ножницы
горошина такси педагог староста сливки
тишь автомобиль Женя
книга кассир
Правило: морфологически род существительных определяется характером основы и окончания. Имена существительные во множественном числе рода не имеют.
Задание 7. Образуйте от следующих существительных, если возможно, формы родительного падежа мн.ч. Отметьте случаи вариантных окончаний.
Апельсин, грамм, рельс, блюдце, ремешок
Образец:
Апельсинов (разг. апельсин), граммов (разг. грамм), рельсов (разг. рельс). Правило: окончание –ов – нормативная форма; нулевое окончание характерно для разговорной речи, блюдец – нулевое окончание нормативно; ремешков – ов –нормативная форма.
Задание 8. Запишите словами приведенные в предложении имена числительные.
Можно было вполне обойтись (полторы тысячи рублей).
Небольшой старинный город с (4675 жителей), красиво расположенный по (оба – обе) сторонам реки, привлекал много туристов.
Разность между (87) и (58) составляет (29).
Школьная библиотека располагает (3485 книг).
Образец:
1. Можно было вполне обойтись полутора тысячами рублей.
2. Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, красиво расположенный по обеим сторонам реки, привлекал много туристов.
3. Разность между восьмьюдесятью семью и пятьюдесятью восьмью составляет двадцать девять.
4. Школьная библиотека располагает тремя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью пятью книгами.
Правило см. в разделе «Падежные формы имён числительных».
Задание 9. Поставьте знаки препинания и обоснуйте их выбор.
Сестра входившая в палату сделала вид что ничего не заметила.
Образец пунктуационного разбора:
Сестра, (1) входившая в палату, (1) сделала вид, (2) что ничего не заметила. (3).
а) Предложение повествовательное, поэтому на конце его поставлена точка (3). Это одиночный, разделительный знак.
б) По структуре это сложноподчиненное предложение: состоит из главного (Сестра, входившая в палату, сделала вид) и придаточного (что ничего не заметила); между ними стоит запятая (2). Это одиночный, разделительный знак. Правило: Придаточное предложение с союзом отделяется от главного запятой, если находится перед главным или после него.
в) Главное предложение осложнено причастным оборотом (входившая в палату), который с обеих сторон выделяется запятыми (1), (1). Это парный, выделительный знак. Правило: Распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого существительного, всегда обособляется.
Задание 10. Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните свой выбор.
1. Большинство приехал... в четверг. 2. Только меньшинство отряда выбрал...сь из леса. 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях. 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвинял... Лукина Александра.
Образец:
1. Большинство приехало в четверг. (Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов). 2. Только меньшинство отряда выбралось из леса. (Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже). 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировались на различных фестивалях. (Сказуемое ставится во множественном числе, если главные члены предложения оторваны друг от друга). 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвиняли Лукина Александра. (Сказуемое ставится во множественном числе, если при препозитивном подлежащем имеется причастный оборот).
Задание 11. Нарушением каких норм речи вызвано неточное выражение мысли в следующих предложениях и микротекстах?
1. Самолет сделал смертельную петлю. 2. Бойцы стали собираться в наступление. 3. Ульяна Громова – верная дочка своего народа. 4. Плюшкин ходил в дряхлом халате. 5. Свое призвание он видит в службе искусству. 6. Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. 7. Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. 8. Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. 9. Из гостиницы вышли четверо мужчин и сели в такси. Убийца хладнокровно расстрелял их из автомата и скрылся с места происшествия. Этого преступления не было в Москве со времен войны. 10. Преподаватель на собрании с пафосом хвалит коллегу за творческое отношение к работе: «А сколько приходится затратить времени и сил, чтобы подготовить лекцию! Это ведь не просто просмотреть две-три книги.
Неточное выражение мысли в следующих предложениях и микротекстах вызвано нарушением лексических норм речи.
Образец:
1. Смертельную – мертвую (мертвая петля). 2. Собираться – готовиться (к наступлению). 3. Дочка – дочь (слово дочка имеет разговорную функциональную окраску, в данном тексте неуместно). 4. Дряхлом – ветхом (слово дряхлый не сочетается со словом халат – нарушение лексической сочетаемости). 5. В службе – в служении (допущена речевая ошибка – смешение паронимов – слов, близких по звучанию, но разных по значению). 6. О потерянном – о потраченном (см. предыдущие предложение – аналогичная ошибка). 7. Изменился – сменился (см. предложения 5 и 6). 8. Представлена – предоставлена. Здесь допущено смешение паронимов: Предоставить (предоставлять) - 1. Дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо. Предоставить квартиру. 2. Дать возможность делать что-либо, действовать каким-либо образом, поручить кому-либо исполнение какого-либо дела. Предоставить другим решать проблемы. Представить (представлять) - 1. Дать, вручить, сообщить что-либо для ознакомления, осведомления, для какого-либо заключения, официального рассмотрения. Представить рукопись. 2. Познакомить с кем-либо, отрекомендовать кому-либо. Представить молодую женщину. 3. Выдвинуть, предложить (для награждения, повышения и т.п.). Представить к награде. 4. Показать, продемонстрировать кого-, что-либо; изобразить, охарактеризовать каким-либо образом. Выгодно представить картины. 5. Воспроизвести, показать на сцене; изобразить кого-, что-либо, копируя. Представить пение птицы. 6. Мысленно воспроизвести, вообразить. Представить ужас положения. 7. Понимать, осознавать, знать. Представлять опасность поездки. 8. Быть, являться кем-, чем-либо. Эмблема представляет собой цветок. 9. Быть чьим-то представителем, действовать от имени или по поручению кого-либо; быть выразителем чьих-то взглядов. Представлять (какое-либо) общество. 9. Этого – такого. 10 Сизифов труд – титанический труд (в данном предложении выражение «Сизифов труд» употреблено неуместно, так как оно противоречит общему смыслу высказывания. Сизифов труд (сизифова работа) (мн.ч. не употр.). Книжн. Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная, часто бесплодная (бессодержательная) работа. Говорить, бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно. Какая-то это была сизифова работа. Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать (Л.Н. Толстой). Возникло оно из греческой мифологии: Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был осужден Зевсом на вечную муку: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который сейчас же опять скатывался вниз. Миф описан в «Одиссее».
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1