logo
Учебно-метод

3.7 Реклама в деловой речи

Сегодня широкое распространение получили коммерческие документы информационно-рекламного характера: товарное предложение, сообщение о видах товаров и услуг, резюме. К ним предъявляются особые требования: запоминаемость, способность вызвать коммерческий интерес. Такие письма отличаются большой свободой выбора языковых средств, в них преобладают оценочные конструкции (безупречная работа, разумная ценовая политика, гибкая система сделок). Рекламные письма отличаются нацеленностью на интересы, практические потребности потенциального потребителя, партнёра.

Основное требование к тексту рекламного послания – информативность и убедительность. Информативность не должна быть избыточной, так как это затрудняет её восприятие. В то же время информативность должна быть достаточной для удовлетворения интереса потребителя.

Рекламное деловое письмо должно содержать конкретное коммерческое предложение, излагаемое в заключительной части послания. При составлении рекламного письма необходимо выделять и определять как можно более чётко все ключевые аспекты сообщения с точки зрения ясности, простоты и тона изложения. Стилистические недочёты, приводящие к двусмысленности недопустимы: они снижают их воздействующий эффект.

В рекламном тексте главную роль играет слоган – лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Многие слоганы являются зарегистрированными торговыми знаками. От качества рекламного слогана зависит успех товара или компании на рынке, а нелепые слоганы раздражают потенциальных клиентов и могут их отталкивать от сделки.

При составлении рекламного текста авторы пользуются выразительными средствами привлечения внимания, как-то: игра слов как результат отклонения от нормативной орфографии (СААбразим на двоих); сочетание латиницы с кириллицей (Выиграй часы Pierre Cardin); рифма (Лоск есть – пятен нет); дефразеологизация, или семантический распад фразеологизма (Кризис берёт всех за горло).

Новые реалии жизни заставляют людей, ищущих работу, осваивать приёмы саморекламы, как-то: письма-рекомендации или резюме. Термин резюме употребляется в значении «краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную должность».