2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
Задание №1. Для текстов научного стиля не характерно (-а)….
Варианты ответов: 1) использование более кратких вариантных форм, что соответствует принципу «экономии» языковых средств; 2) использование абстрактной лексики; 3) распространённость эллиптических и неполных предложений, слов-обращений, слов-предложений; 4) преобладание неопределённо-личных предложений.
Задание №2. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы уточнить значения слов «романтический – романтичный – романический».
Варианты ответов: 1) этимологическим словарём; 2) словарём синонимов; 3) словарём омонимов; 4) словарём паронимов.
Задание №3.Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений…
А. Мы подошли к такому рубежу, когда неупорядоченная стихийность заводит в тупик.
Б. Речь идёт о сотрудничестве, которое было бы точнее назвать «сотворчеством».
В. И мировому сообществу предстоит научиться формировать и направлять процессы таким образом, чтобы сохранить цивилизацию, делать её безопасной для всех и более благоприятной для нормальной жизни.
Г. Формула развития «за счёт другого» изживает себя.
Варианты ответов: 1) Б, Г, А, В, параллельная; 2) Б, Г, В, А, последовательная; 3) В, Б, А, Г, последовательная; 4) А, В, Б, Г, последовательная.
Задание №4. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение – «Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи».
Варианты ответов: 1) бессоюзие (асиндетон); 2) анафора; 3) антитеза; 4) многосоюзие (полисиндетон).
Задание №5. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется одна Н.
Варианты ответов: 1) варё…ый, измуче…ый, свяще…ый; 2) отчая..ый, весе..ий, посажё..ый (отец); 3) вырубле…ый, серебря…ый, полотня..ый; 4) шерстя..ой, зва…ый, кова..ый.
Задание №6. Укажите, в каком ряду все слова пишутся с НЕ слитно.
Варианты ответов: 1) (не)покладая рук, (не)путать, (не)спроста; 2) совсем (не)проверенные цифры, (не)допонятый, (не)взирая на плохую погоду; 4) (не)превзойдённый, (не)поколебимый, (не)достаёт времени.
Задание №7. Фонетический барьер в деловом общении возникает, когда…
Варианты ответов: 1) собеседники используют разную лексику, разную культуру ведения разговора, то есть «говорят на разных языках»; 2) не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация; 3) у собеседника неправильное произношение, речь невнятна, в ней много слов-паразитов и излишних пауз;.4) один из собеседников плохо говорит на языке, на котором ведётся беседа.
Задание №8. Как можно охарактеризовать лексику публицистического стиля?
Варианты ответов: 1) терминологическая; 2) общественно-политическая; 3) просторечная; 4) понятийная.
Задание №9. Найдите предложение без речевой ошибки.
Варианты ответов: 1) Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства; 2) В магазин завезли импортные моющие обои; 3) Лучшего подарка к юбилею трудно было и придумать.
Задание №10. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана.
Когда простуда берёт за горло (реклама леденцов Strepsils).
Варианты ответов: 1) окказионализмы (новые слова, созданные в экспрессивных целях); 2) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма); 3) каламбур; 4) фонетические повторы, рифмованные лозунги.
Задание №11. Отношение оратора к аудитории должно определяться…
Варианты ответов: 1) хорошим информационным обеспечением и речевым оформлением; 2) многократным возвращением к недосказанному; 3) обилием многозначимых фактов, сведений, примеров; 4) невыраженным личностным «Я» в тексте.
Задание № 12. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
Специалисты-петрологи изучают условия, при которых образуются породы. Например, магматические породы застывают с разной скоростью. Лава, излившаяся при извержении подводного вулкана, затвердевает в холодной воде так быстро, что большие кристаллы просто не успевают образоваться. Гранитная магма застывает в толще земной коры на большой глубине, поэтому кристаллизуется гораздо медленнее и зёрна минералов достигают в длину нескольких сантиметров.
Варианты ответов: 1) термины; 2) общеупотребительные; 3) разговорные;
4) профессиональные.
Задание №13. Императивные нормы…
Варианты ответов: 1) действуют только в книжных стилях; 2) предполагают возможность выбора одного из вариантов; 3) строго обязательны к исполнению; 4) допускают нарушение в определенных ситуациях.
Задание № 14. Для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю омонимов по ряду слов…
Варианты ответов: 1) много народа – много народу; 2) ирис – ирис; 3) невежа – невежда; 4) сильный – слабый.
Задание № 15. Судебная речь является разновидностью _____ речи.
Варианты ответов: 1) агитационной; 2) протокольно-этикетной; 3) информационной; 4) аргументирующей.
Задание 16. Укажите, в каких случаях паронимы «обидный – обидчивый» употреблены правильно.
Варианты ответов: 1) Конечно, у него есть недостатки. Он вспыльчив, обидчив, нетерпелив; 2) Как горько сетуем мы на обидчивые пустоты в театральных и концертных залах; 3) К берегу мы пристали против маленького хуторка с обидным названием Вонючка; 4) Морозке хотелось сказать что-нибудь обидчивое, но он не находил слов.
Задание 17. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.
Варианты ответов: 1) Темный ветер не надо из тучи рвать колосья вечернего света; 2) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась; 3) Восток алел и пламенел отливая в иных местах перламутром и серебром; 4) Одержимый ботаник мой сосед не расставался с сачком для ловли бабочек.
Задание 18. Частица НИ пишется в предложениях….
Варианты ответов: 1) Какой бы переворот н.. совершался в обществе, он происходит также в умах людей; 2) Н.. человек, н.. животное, н.. насекомое – ничто уже больше не борется с истомой на берегу Волги; 3) До двух часов, пока н.. погрузили весь товар, люди работали; 4) Как н.. в чём не бывало появился Олег.
Задание 19. Лексическая сочетаемость нарушена намеренно в выражении…
Варианты ответов: 1) ночная серенада; 2) свободная вакансия; 3) передовой форпост; 4) суета сует.
Задание 20. Все знаки препинания расставлены верно в предложении…
Варианты ответов:
1.И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
2.В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
3. Острым ножом мы вырезали узоры , то колечко, то спираль, то шахматную клеточку.
4. Ты опять со мною подруга осень, но сквозь сеть нагих твоих ветвей никогда бледней не стыла просинь, и снегов не помню я мертвей.
Задание 21. Ударение падает на третий слог во всех словах ряда…
Варианты ответов: 1) договор, валовой (продукт), уставный (капитал); 2) каталог, начался, занятые (люди); 3) языковая (колбаса), прибыла, кухонный; 4) газопровод, занята, позвонит.
Задание 22. В литературном языке в родительном падеже множественного числа окончание -ей имеет существительное …
Варианты ответов: 1) спальни; 2) ясли; 3) сабли; 4) басни.
Задание 23. В предложении «Много лет назад я впервые дебютировал на этой сцене» лексическая ошибка классифицируется как…
Варианты ответов: 1) тавтология; 2) употребление слова в несвойственном ему значении; 3) смысловая неточность; 4) плеоназм.
Задание 24. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота.
Варианты ответов:
1. Рассмотрев все эти факторы, предлагается следующее.
2. Редактируя текст статьи, учитывается авторский стиль.
3. Сотрудничая с нами, Вам гарантируется успех.
4. Закончив доклад, он стал отвечать на вопросы.
Задание 25. Нарушение морфологической нормы допущено в словосочетаниях…
Варианты ответов: 1) целебное алоэ; 2) великий Верди; 3) крепкий кофе; 4) золотое салями.
Задание 26. Буква Ё пропущена во всех словах ряда…
Варианты ответов: 1) чеч..тка, печ..нка, расч..т; 2) ещ.., холщ..вый, копч..ный;
3) беч..вка, девч..нка, сгущ..нка; 4) ч..рточка, медвеж..нок, прич..м.
Задание 27. Имеет в словаре помету «книжн.» фразеологизм…
Варианты ответов: 1) камень преткновения; 2) ума не приложу; 3) какая муха укусила; 4) сам не свой.
Задание 28. Согласный перед Е произносится мягко во всех словах ряда…
Варианты ответа: 1) интЕрвью, модЕль, шинЕль; 2) юриспрудЕндция, прЕсса, кафЕ; 3) дЕтЕктив, крЕм, патЕнт; 4) интЕллект, тЕрмин, дЕкларация.
Задание 29. Морфологические нормы соблюдены в предложении…
Варианты ответов:
1. Два близких знакомых уходили с порога дома так, словно навсегда из моего дома.
2. По девяноста тетрадей для учёта получили бухгалтерии заводов города в этом году.
3. Пятилетние мальчик и девочка забавно барахтались в воде.
4. Четверо преподавательниц пришли в школу в прошлом году.
Задание 30. Данное правило публичного выступления «Не затрудняй других!» передаёт смысл максимы…
Варианты ответов: 1) симпатии; 2) одобрения; 3) скромности; 4) великодушия.
Задание 31. Возникает________ барьер, когда собеседники «говорят на разных языках», т.е. имеют социальные и профессиональные различия.
Варианты ответов: 1) коммуникативный; 2) логический; 3) смысловой (семантический); 2) языковой.
Задание 32. В газетном заголовке «С виной виноватые» использовано средство речевой выразительности…
Варианты ответов: 1) рифма; 2) дефразеологизация, или семантический распад фразеологизма; 3) отклонение от нормативной орфографии; 4) сочетание латиницы с кириллицей.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1