Л.Н. Толстой
Никак невозможно привыкнуть к громадности этого гения. В десятый-двадцатый раз читаешь «Войну и мир» или «Анну Каренину», и всякий раз тебе открывается в них какое-нибудь новое качество, которого ты не видел в них прежде, и ты по-новому удивляешься им.
Стало уже критическим штампом сравнивать «Войну и мир» с океаном, но как назовешь его иначе, этот всеобъемлющий, неисчерпаемый, бездонный роман с таким грандиозным охватом человеческих подвигов, подлостей, честолюбий, разочарований, безумий, страданий, восторгов, рождений, смертей, какой никогда еще не был доступен ни одному романисту.
Между тем эта грандиозная книга есть только часть тех богатств, которыми Толстой обогатил человечество. И так как все свое искусство и всю свою страстную огнедышащую громадную душу, не знающую никакой половинчатости, гениальный мастер отдал без остатка народу, народ уже давно отплатил бы ему благодарной любовью, если бы в эпоху Толстого народ не был во «власти тьмы».
2) Отметьте глаголы в форме женского рода прошедшего времени, в которых неверно поставлено ударение (ударные гласные выделены полужирным шрифтом).
Жила, пряла, вила, отдала, звала, пила, гнала, влила, взяла, ждала.
Неверно поставлено ударение в глаголах: пряла, вила, звала, пила, взяла: во всех этих глаголах ударение на окончании.
3) Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки.
1. Очи | Б. Глаза |
2. Чело | Д. Лоб |
3. Ланиты | А. Щеки |
4. Уста | Г. Губы |
5. Перст | И. Палец |
6. Брань | К Битва |
7. Глаголет | В. Говорит |
8. Льзя | Е. Можно |
9. Зрачный | Ж. Видный |
10. Брадобрей | З. Парикмахер
|
4) Объясните значение приведенных образных выражений. Объясните происхождение одного из выражений.
Этакий Голиаф – великан, гигант.
Тришкин кафтан – о том, в чем исправление одного ведет к порче, недочетам в другом.
Прокрустово ложе – говорится в ситуациях, когда стараются насильственно подогнать, приспособить что-либо под одну мерку.
Синий чулок – говорится о человеке (чаще о женщине), который ведет замкнутый, почти аскетичный образ жизни; несовременный человек.
Современный Дон Кихот – человек, который стремится к подвигам и борьбе «с ветряными мельницами», несмотря на отсутствие необходимости в такой борьбе.
Пиррова победа – сомнительная победа, не оправдывающая принесенных ради нее жертв.
Гордиев узел – выражение обозначает всякое запутанное дело, сплетение обстоятельств; выражение «разрубать / разрубить гордиев узел» – значит разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом, смело, решительно, сразу.
Происхождение фразеологизма «гордиев узел»:
По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать царем того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым земледельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса, завязав на ней очень запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властителем всей Азии. Александр Македонский рассек этот узел мечом. Отсюда и возникло это выражение.
Вылитый Плюшкин – о жадном человек, скряге, чья экономия доходит до абсурда.
5) Запишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.
1. К одной тысяче семистам семидесяти восьми прибавить восемьсот пятьдесят два, получится две тысячи шестьсот тридцать.
2. Из одной тысячи ста девяноста важнейших объектов было введено в эксплуатацию лишь семьсот сорок девять.
3. Сметная стоимость второй очереди канала составляет более четырехсот пятидесяти пяти миллионов рублей.
6) Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.
1. Мать велела купить несколько простынь (допустимо: простыней).
2. Я не нашла в магазинах ни апельсинов, ни мандаринов, ни баклажанов, зато купила пять килограммов помидоров.
3. В углу стояло несколько кочерёг.
4. Рим пал от нашествия варваров.
5. Сегодня нужно забрать братишку из яслей.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1