4.10 Средства речевой выразительности
Оратор, умело пользующийся средствами речевой выразительности, способен передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик у слушателей.
Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателей, усиливать эффективность воздействия речи на адресата.
Лингвистическое основание выразительности – наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропами и фигурами. Тропы – обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: литота, метафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, мейозис, аллегория, перифраза.
Фигуры речи – особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата, приём, основанный на соположении языковых единиц в тексте. Фигура речи включает в себя сопоставляемое и сопоставляющее, которые соотнесены между собой и в совокупности создают сложное обогащённое единое представление о предмете речи. При этом то, с чем сопоставляется предмет речи, в тексте логически избыточно, оно используется лишь для привлечения внимания к сопоставляемому – неотъемлемой смысловой части текста.
Среди фигур речи различают семантические и синтаксические. К семантическим фигурам речи относятся: сравнение, антитеза, оксюморон, зевгма, градация. Синтаксическими фигурами считаются: звуковой повтор (аллитерация), стык (анадиплозис), многосоюзие (полисиндетон), бессоюзие (асиндетон), повтор начального слова или группы слов в соотносительных фрагментах текста (анафора), одинаковая концовка фрагментов текста (эпифора), хиазм, синтаксический параллелизм, эллипсис, эвфония, умолчание, инверсия, парцелляция, риторический вопрос, риторическое обращение, период, ирония, каламбур, парадокс и т.д.
Однако данная классификация фигур речи является лишь одной из многих. В языкознании нет общепринятой классификации средств речевой выразительности. Широкое толкование термина «фигура речи» указывает на любые средства выразительности речи, включая тропы. Например, эпитет, сравнение, перифразы в некоторых пособиях относятся и к тропам, и к фигурам речи. В данном учебном пособии в алфавитном порядке представлены широко используемые средства речевой выразительности.
Аллегория – иносказание, изображение отвлечённого понятия через конкретное представление, с помощью образа. Например, аллегорию силы представляют через образ льва (царь зверей), образ осла – это аллегория упрямства. Аллегория часто используется в сказках, баснях, притчах и в ораторской речи.
Аллитерация – разновидность звукового повтора (повторение согласных), звукоподражание. Используется для выражения логической значимости ключевых слов (Барабану в банте славу барабаньте).
Анадиплозис (стык) – повторение слова или группы слов в конце речевого сегмента и в начале следующего сегмента. Стык логически выделяет повторяющееся слово и способен передавать непрерывность и замедленность общего течения события (Корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах).
Анафора – повтор начального слова или группы слов в соотносительных фрагментах текста (Пойми, пойми, ты одинок… Взгляни, взгляни в холодный ток…). Анафора способствует созданию эффекта постепенного нагнетания смысла и широко используется при создании периода. Встречается во всех функциональных стилях речи.
Антитеза – стилистический приём усиления выразительности за счёт резкого противопоставления, контраста понятий и образов (Ученье – свет, а неученье – тьма. Не было бы счастья, да несчастье помогло). При построении антитезы используются языковые антонимы или создаются речевые антонимические отношения (Мир дня и ночи, мир безумства и ума).
Антономазия – замена в высказывании нарицательного имени именем собственным (Возможно, кто-то из этих озорных и непоседливых детей – будущий Гагарин, Титов, Калашников, Вавилов).
Антиципация – предвосхищение, предвидение событий. В ораторской речи это формулирование возможных возражений слушателей и ответов на них для создания впечатления объективного обсуждения проблемы и для установления наглядного контакта оратора с аудиторией (Я предвижу возражения…; Мне, конечно, могут возразить, что…; Вы можете не согласиться со мной...).
Апозиопоза (умолчание) – осознанная незавершённость высказывания, побуждающая адресата к домысливанию, воображению недосказанного. В художественном тексте умолчание используется для передачи взволнованности, душевного смятения, трагизма ситуации. В тексте передаётся многоточием. Не следует путать с паралипсисом (претерицией, когда оратор использует притворное умалчивание: оратор подчёркивает, что опускает какие-то факты, обстоятельства, но при этом перечисляет их (Я уж не буду говорить о частых нарушениях производственной дисциплины – нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу и т.д.). Паралипсис используется после обстоятельного анализа каких-то других вопросов.
Асиндетон (бессоюзие) – организация синтаксического целого (группы однородных членов, сложного предложения) без помощи союзов (Пришёл, увидел, победил). Основным средством объединения частей такого целого служит интонация. Асиндетон широко используется в разговорной речи.
Ассонанс – разновидность звукового повтора (повторение гласных) с целью выразительности (Вейся, лёгкий, вейся, пламень,/Убивайся вокруг креста!). Чаще используется в стихотворной речи.
Антифразис – один из видов иронии, употребление фразы в противоположном смысле в определённом контексте и с определённой интонацией (Не брал я твою книгу. Очень она мне нужна!).
Вопросно-ответный ход – приём диалогизации монологической речи. Оратор сам формулирует вопросы и сам на них отвечает. Это средство активизирует внимание аудитории и помогает оратору осуществлять скрытую полемику.
Гипербола – чрезмерное, намеренное преувеличение свойств предмета речи (размеров, возможностей, значения, интенсивности проявления) с целью произвести сильное эмоциональное впечатление (Становилась дыбом вся планета. / И смешались снова города…). Гипербола характерна для народного словесного творчества, широко используется в разговорной речи (помирать со смеху; убийственная новость; тысяча извинений; подарков – вагон и маленькая тележка).
Градация – приём нагнетания или ослабления общего признака в однородном смысловом ряду слов, словосочетаний, выражений. Различают восходящую (компоненты располагаются в порядке усиления эмоционального значения) и нисходящую (расположение компонентов в порядке ослабления эмоционального значения) градацию (Реки, озёра, океаны слёз! или Не сломлюсь, не дрогну, не устану).
Зевгма – стилистический приём усиления выразительности за счёт нарушения семантической однородности в цепочке формально однородных членов предложения. Создаёт эффект обманутого ожидания, производит впечатление выразительности неожиданным сочетанием понятий (Собрание шумело одобрением и питанием колбасой). Используется в художественной прозе, в публицистической юмористике.
Именительный представления – фраза начинается с имени существительного в именительном падеже, которое после паузы характеризуется целым предложением (Экономика… Сколько о ней умных речей произносится, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии!).
Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении, используемое в соответствии с коммуникативным заданием или с целью создания эффекта выразительности. Инверсия служит средством смыслового выделения, обеспечения логического ударения или ритмического деления высказывания (Стороной оборотной заветная светит звезда). Используется в художественной прозе и хорошо передаёт повествовательную интонацию.
Ирония – употребление слова или высказывания со смысловым сдвигом для создания комического эффекта. Ирония является результатом негативной установки говорящего, она не имеет специального лексического и синтаксического выражения. Ирония распознаётся на основе контраста между содержанием словесного ряда и его специфической интонацией (Вот то-то все вы мудрецы). Ирония используется в сатирических и юмористических произведениях, а также в разговорной речи.
Каламбур – вид языковой игры, языковая форма комического, проявляющаяся в намеренно созданном семантически неожиданном созвучии единиц одного контекста (Верзилу Вавилу бревном придавило; трёхтонный словарь; роман-опупея). Каламбуры создаются путём включения в общий контекст омонимов, паронимов, разных значений одного многозначного слова, разложением слов на составляющие части (Зачем эта хта обязательно та, / А жерка, как правило, эта). Каламбур используется в разговорной речи и в сатирических произведениях.
Крылатые слова – вошедшие в общую речь умные и яркие выражения из литературных источников. Источники крылатых слов разнообразны – это Библия, фольклор, летописи, художественные произведения, научные труды. Крылатые слова предстают квинтэссенцией мирового разума (вавилонское столпотворение; за тридевять земель; иду на вы; звезда первой величины).
Литота (мейозис) – обратная гипербола, намеренное ослабление впечатления о предмете, достигаемое путём отрицания противоположного. В основе литоты лежит отрицание отрицания (не без ошибок; не без оснований; не без вашей помощи). Литота используется в публицистической и научной речи.
Метафора – переносное употребление слов и выражений на основе сходства сопоставляемых явлений, или скрытое сравнение. Метафора опирается на внешнее или на глубинное сходство предметов, на единство их функций. Они могут быть реальными или придуманы (Томится бескрылая песня; У меня в душе ни одного седого волоса).
Метафора содержит в себе сравнение, но передаёт его путём создания семантической двойственности слова или выражения, а сами сравниваемые явления нередко очень далеки друг от друга, принадлежат разным смысловым сферам. Кроме того, из трёх элементов сравнения (что, с чем, по какому признаку сравнивается) в метафорическом контексте представлены только два, причём указывающие на сравнение слова (похож, напоминает, подобен, как, словно, точно) отсутствуют. Поэтому адресат вынужден прилагать усилия, чтобы воспринять и оценить замеченное автором сходство.
Метафора может строиться на переносе значения внутри сферы одушевлённости / неодушевлённости. Перенос свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый создаёт олицетворение – особую разновидность метафоры (Зарницы ведут беседу меж собой). При наложении метафоры и другого тропа образуются гибридные формы: гиперболическая метафора, метафорический эпитет и др. (моя сожжённая душа; седые сумерки).
Метафора выполняет и номинативную функцию (крыло самолёта, застегнуть наглухо, колено трубопровода). В этой роли метафора постепенно теряет образность и становится нейтральной единицей языка. Такие метафоры называют лексикализованными, привычными, стёртыми. Многие научные термины содержат в себе такого рода метафоры.
Метафора широко и без ограничений используется в художественных текстах, газетных очерках, судебной речи, церковной проповеди, политическом выступлении, игровом разговорном диалоге. Для официально-деловой речи метафоры не характерны, за исключением дипломатического языка. Своеобразна роль метафоры в научной речи – здесь это эффективный приём познания: многие термины возникают и укрепляются на метафорической основе (корень слова; языковая семья; перенос значения). В ораторской речи метафора служит сильным средством изобразительности и экспрессивности, но перегруженность ораторской речи метафорами считается недостатком текста.
Метонимия – переносное употребление слова или выражения на основе смежности сопоставляемых явлений. Смежность толкуется как совмещение или соприкосновение в пространстве, ассоциативная связь, логическое совмещение, включённость одного в другое. Существует целый ряд отработанных смысловых моделей метонимии: перенос 1) с материала на изделие из этого материала (фарфор и бронза на столе); 2) с вместилища на его содержимое (выпить целый стакан; скушать ещё тарелочку); 3) с места на людей (это весь город знает); 4) с действия на его результат (ср.: зарядка аккумулятора – утренняя зарядка).
Одна из разновидностей метонимии, а именно перенос названия с целого на часть или наоборот носит название синекдохи. В синекдохе отбирается характерная деталь целого, обычно функционально значимая (Все флаги будут в гости к нам; Привет рабочему классу – когда приветствуют конкретного человека). Широко используется в разговорной речи и в художественном тексте.
Оксюморон – сочетание несовместимых, противоречащих друг другу понятий (богатые нищие; звонкая тишина; грустное веселье). Оксюморон по своему семантическому строению подобен антитезе, но структурно оксюморон представляет собой сочетание существительного с согласованным определением (любимый враг; живой труп).
Парадокс – мнение, которое идёт вразрез с общепринятым, является противоречащим логике и здравому смыслу. В риторике используется как средство привлечения и усиления внимания. Способствует мыслительной активизации адресата (Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи).
Параллелизм – общее обозначение речевых приёмов повтора на синтаксической основе. Синтаксический параллелизм основывается на том, что смежные части текста имеют одинаковое синтаксическое строение, при котором возникает эффект выразительности за счёт подчёркивания сходства или несходства этих элементов или целых частей в плане их эмоционального восприятия (Здесь речи – лёд, сердца – гранит). Синтаксический параллелизм часто сочетается с анафорой (лексическим повтором начального слова) и эпифорой (повтором конечного слова). Параллелизм используется в поэтической и художественной речи, а также в публицистической и ораторской практике.
Период – особая ритмическая конструкция, мысль и интонация в которой постепенно нарастают, достигают вершины, тема получает завершения и снижается интонационное напряжение (Как ни старались люди, как ни забивали камнями землю, как ни счищали пробивающуюся травку – весна была весною и в городе). Период – это функционально-смысловое единство, это описание, повествование или рассуждение. В русской классике период широко использовался как изящный и ёмкий способ выражения, однако в настоящее время он менее употребителен в связи с убыстрением темпов жизни, в том числе и речевой деятельности.
Перифраза (перифраз) – замена обычного однословного названия предмета, явления, лица описательным оборотом (белокаменная столица – Москва; певец «берёзового ситца» – Есенин; цветы жизни – дети). Многие перифразы перешли в штампы и не рассматриваются как средства речевой выразительности (дары моря; труженики полей; чёрное золото).
Парцелляция – расчленение фразы на самостоятельные части, каждая из которых обладает интонационной законченностью (Поэт побледнел. Встал…). Парцелляция используется в художественной прозе как одна из характерных черт разговорной речи, а также в авторской речи, где приобретает свойство экспрессивности за счёт воспроизведения разговорного стиля мышления и речи.
Риторический вопрос – утверждение или отрицание в виде вопроса с восклицанием для усиления эмоциональности высказывания и привлечения внимания адресата, вопрос, не требующий ответа, но рассчитанный на эмоциональный отклик адресата (Не вы ль сперва так злобно гнали его могучий светлый дар / и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?).
Хиазм – приём усиления выразительности за счёт зеркального расположения двух смежных словосочетаний или предложений. Название фигуры – от греческой буквы Х (хи), элементы которой расположены крестообразно, зеркально симметрично. Это достаточно редкий приём выразительности художественного и публицистического текста (Так счастья не ждут, / Так ждут конца).
Эвфемизм – более мягкое слово или выражение вместо грубого или непристойного («слёг» вместо «неизлечимо заболел»; «он в преклонном возрасте» вместо «он стар»).
Эллипсис – преднамеренный пропуск элемента высказывания с целью придать последнему динамичность, напряжённость, повышенную энергию. Само высказывание с эллипсисом не теряет ясности, поскольку поддерживается синтаксическим параллелизмом или оно в информативном отношении прозрачно и без опущенной единицы (Ты куда? – В кино. А ты?). Эллипсис соотносится с термином «неполное предложение». Эллипсис как фигура речи опирается на соответствующее явление устной разговорной речи, отражает действие одного из фундаментальных законов языка – закона экономии речевых усилий.
Эпитет – выразительное, художественное определение на основе переноса лексического значения (слепая ярость; янтарный мёд). Эпитет создаётся точным выделением характерной черты предмета, конкретностью его признака. Часто эпитетом служат слова, связанные с первыми чувствами человека, особенно обозначения цветов (В синем море звёзды блещут, / В синем море волны хлещут). Эпитеты выражаются прилагательными, причастиями, реже – существительными (гостья-зима, песня-птица). Эпитеты характерны для всех функциональных стилей с выраженной эстетической нагрузкой.
Эпифора – лексический повтор в конце стихотворных строк или других фрагментов художественного текста (Море было здесь, и я была здесь…). Эпифора придаёт высказыванию значение убедительности, непреложности.
Количество тропов и фигур речи приближается к двумстам, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков, и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект они производят.
Итак, тропы – это обороты речи и слова, т.е. лексические средства речевой выразительности в переносном значении, сохраняющие образность (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраза).
Под фигурами речи следует понимать особые конструкции стилистического синтаксиса, усиливающие воздействие речи на адресата, облегчающие слушание и запоминание речи (антитеза, градация, инверсия, эллипсис, анафора, эпифора, параллелизм, период, асиндетон, полисиндетон, повтор, композиционный стык, парцелляция). Среди них можно выделить и так называемые риторические приёмы привлечения внимания слушателя (риторический вопрос, риторическое обращение, восклицательные частицы, цитаты, вопросно-ответный ход, умолчание).
Все перечисленные выше средства обеспечивают выразительность речи – одного из коммуникативных её качеств. Целям выразительности способно служить всё, чем располагает язык и речь, но только уместно и разумно.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1