Вариант 2
Задание 1. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. падеже)
Заявление от…
Варианты ответов: 1) Ольги Сухих (Сухих); 2) Андрея Пройдак (Пройдак); 3) Сергея Форостянко (Форостянко); 4) Виктории Нерознак (Нерознак).
Задание 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
Варианты ответов: 1) ляг на диван; 2) три сестры; 3) скучаю по вам; 4) много туркмен.
Задание 3. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.
Варианты ответов: 1) пр-во (производство), нац. (национальный), каф. (кафедра);
2) ф-ка (фабрика), р-н (район), физ. (физический); 3) хоз-во (хозяйство), кв. (квартира), ин-т (институт); 4) произв. (производственный), фабр. (фабрика), хим. (химический).
Задание 4. Текст «Деятельность университета закипела в умах Петербурга» построен на использовании…
Варианты ответов: 1) метафоры; 2) метонимии; 3) олицетворения; 4) слов в прямом значении.
Задание 5. К публицистическому стилю не относится жанр…
Варианты ответов: 1) реферата; 2) репортажа; 3) эссе; 4) интервью.
Задание 6. Установите соответствие между фрагментами текстов и функциональными стилями речи.
1. На основании Торгового соглашения, заключенного в Москве 04.12.99, просим прислать нам Ваше предложение на 300 подшипников марки… с поставкой в течение первого квартала 2000 г. ежемесячно равными партиями.
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Варианты ответов: 1) научный стиль; 2) официально-деловой стиль;
3) публицистический стиль; 4) стиль художественной литературы.
Задание 7. Укажите тип документа по приведенному фрагменту: Цель – получение должности менеджера по рекламе. Английский язык свободно, немецкий технический со словарем. Самостоятелен, контактен, умею работать в команде.
Варианты ответов: 1) деловое письмо; 2) характеристика; 3) автобиография; 4) резюме.
Задание 8. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.
Михеич поднял на Настёну слезящиеся глаза и устало, вымогающее сказал:
– Он здесь, Настёна. Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному. Откройся, Настёна, пожалей меня. Я ить отец ему. Настёна покачала головой.
– Дай один только и в последний раз увидаться. Христом-богом молю, Настёна, дай. Не простится тебе, если ты от меня скроешь… Хочу я спросить его, на что он такое надеется. А? Не говорил он тебе? У нас в родове всякие бывали, но чтоб до такого дойти…. От стервец, дак стервец. Доигрался… Сведи нас, Настёна, – почти с угрозой потребовал он. – Христом-богом молю: сведи. Надо заворотить его, покуль он совсем не испоганился. Ты сама видишь: дале некуда играться. Хватит. Пожалей меня, Настёна, подмогни. И тебе легче будет. (В. Распутин)
Варианты ответов: 1) жаргонные; 2) просторечные; 3) общеупотребительные;
4) неологизмы.
Задание 9. Какой из перечисленных жанров не относится к юридическому подстилю?
Варианты ответов: 1) решение; 2) протокол; 3) соглашение; 4) экспертиза.
Задание 10. Автор очерка «С чего начинается качество?» использовал следующую особенность убеждающей речи…
Что такое качество, знает каждый. Я приду в магазин и уж как-нибудь разберусь за свои деньги, что такое хорошо и что такое плохо. Точнее? Ну, прежде всего вещь должна быть надёжной. Чтобы подмётка не отлетала после первого дождя. Верно? Верно. А как насчёт эстетики? Туфли прочны, но не красивы, это качество? А серийность, тираж изделия?
Варианты ответов: 1) синтаксические особенности; 2) лексические особенности; 3) риторические вопросы; 4) личностный тип общения.
Задание 11. Судебная речь является разновидностью ______речи.
Варианты ответов: 1) агитационный; 2) протокольно-этикетный; 3) информационный; 4) аргументирующий.
Задание 12. Для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю омонимов по ряду слов….
Варианты ответов: 1) много народа – много народу; 2) сильный – слабый; 3) невежа – невежда; 4) мука–мука.
Задание 13. Императивные нормы …
Варианты ответов: 1) действуют только в книжных стилях; 2) предполагают возможность выбора одного из вариантов; 3) допускают нарушение в определённых ситуациях; 4) строго обязательны к исполнению.
Задание 14. Если в вашем рассуждении каждая мысль обосновывается, доказывается, вы мыслите в соответствии с…
Варианты ответов: 1) законом достаточного основания; 2) законом исключённого третьего; 3) законом тождества; 4) законом противоречия.
Задание 15. Тема выступления с агитационной целью (воодушевить, убедить, призвать к действию) – это …
Варианты ответов:
Моё отношение к введению моратория на смертную казнь.
Принципы работы над курсовым проектом.
Иностранные слова в русском языке: вред или польза?
Виды и причины коммуникативных неудач.
Задание 16. К группе деловых бумаг «Служебная документация» относится…
Варианты ответов: 1) приглашение; 2) заявление; 3) заказ; 4) контракт.
Задание 17. Правило публичного выступления «Выказывай доброжелательность!» передает смысл максимы…
Варианты ответов: 1) согласия; 2) скромности; 3) симпатии; 4) одобрения.
Задание 18. Для участников публичного диалога (дискуссии) необходимо…
Варианты ответов: 1) переносить личные отношения на вопрос спора; 2) привести к согласию, убедить; 3) мешать оппоненту проявлять свою личность; 4) употреблять слова, непонятные собеседнику.
Задание 19. В газетном заголовке «СААБразим на двоих» использовано средство речевой выразительности…
Варианты ответов: 1) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма); 2) рифма; 3) сочетание латиницы с кириллицей; 4) игра слов как результат нарушения орфографии.
Задание 20. Синекдоха – это переносные наименования…
Варианты ответов: 1) по цвету; 2) с части на целое или с целого на часть; 3) по форме; 4) по размеру.
Задание 21. К жанрам публицистики не относится…
Варианты ответов: 1) интервью; 2) киножурнал; 3) репортаж; 4) совещание.
Задание 22. Определите о каком методе логической организации научного текста говорит знаменитый Шерлок Холмс:
«Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление».
Варианты ответов: 1) метод аналогии; 2) метод индукции; 3) метод дедукции; 4) метод проблемного изложения.
Задание 23. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы первого лица настоящего или будущего простого времени.
Варианты ответов: 1) смутить, идти; 2) очутиться, дерзить; 3) переубедить, писать; 4) дудеть, мыслить.
Задание 24. Производные предлоги активно используются…
Варианты ответов: 1) в разговорном стиле; 2) в ораторском стиле; 3) в стиле художественной литературы; 4) в официально-деловом стиле.
Задание25. К жанрам научного стиля относятся…
Варианты ответов: 1) рассказ, новелла; 2) реклама, интервью; 3) диссертация, статья; 4) элегия, трагедия.
Задание 26. НЕ пишется раздельно в предложениях…
Варианты ответов:
Студент говорил по-немецки (не) плохо, но с акцентом.
Никому (не) известный писатель Серов объявил о презентации своей
книги.
Он все время говорил (не) (в) попад.
Марья Орлова жила (не) богато и (не) бедно.
Задание 27. В предложении «Как и следовало ожидать, всё выяснилось на следующий день» лексическая ошибка классифицируется как…
Варианты ответов: 1) плеоназм; 2) употребление слова в несвойственном ему значении; 3) смысловая неточность; 4) тавтология.
Задание 28. Ударение падает на второй слог во всех словах ряда…
Варианты ответов: 1) агрессия, забронировать, бюрократия; 2) нефтепровод, квартал, красивее; 3) ходатайство, оптовый, процент; 4) духовник, балованный, эксперт.
Задание 29. Все знаки препинания расставлены верно в предложении…
Варианты ответов:
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил.
Пишу это, как читатель, имеющий определенный вкус.
Среди птиц, насекомых, в сухой траве – словом всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
На шум прибежала из барышниных комнат горничная Дуняша.
Задание 30. Определите, в каком предложении нет ошибки в употреблении деепричастного оборота…
Варианты ответов:
Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, просим изучить возможность совместного участия в выставке «Деловая Москва».
Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, заключен договор о совместном выпуске продукции.
Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, создана совместная финансовая компания, осуществляющая расчётно-кассовое обслуживание клиента.
Учитывая важность укрепления связей между нашими предприятиями, рекомендации приняты к сведению.
Задание 31. Все слова имеют помету «книжн.» в ряду…
Варианты ответов: 1) амортизация, документальный, секретничать; 2) искорежить, доброжелатель, изюминка; 3) конфиденциальный, варьировать, пиетет; 4) зевака, благоверный, динамичный.
Задание 32. Укажите синоним к фразеологизму «закинуть удочку».
Варианты ответов: 1) висеть на плечах; 2) бросить пробный шар; 3) концы в воду; 4) показать, где раки зимуют.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1