3.8 Правила оформления документов
Правила оформления документов предполагают владение двумя нормами: текстовыми и языковыми. Текстовые нормы связаны со сложившейся официально-деловой ситуацией, которая диктует выбор соответствующего документа. При выборе документа схема такова: ситуация – жанр документа – форма документа – языковое наполнение документа. Выбор жанра документа обусловливает необходимость знания формы соответствующего документа. Текст документа имеет три главных параметра: набор реквизитов, расположение их в определённой последовательности, пространственное расположение.
Для текстовых норм важны требования к построению определённых типов и частей текста. Текстовые нормы документов различают три степени жёсткости: 1) образец-матрица характеризуется фиксированием всех основных параметров текста, для него существуют готовые бланки с необходимыми реквизитами; 2) образец-модель даёт большую свободу, в нём фиксируются набор реквизитов и их последовательность; 3) образец-схема характеризуется только набором реквизитов.
К языковым нормам документа относятся точность, логичность, однозначность, краткость и стандартизация текста. Все эти нормы закреплены в ГОСТах, утверждённых Правительством России, и в различных справочниках, инструкциях, например, в книге «Инструкция по делопроизводству» (Уфа: Монография,2005. – 181 с.). Речевые формулы, используемые в различных жанрах деловой сферы, рассматривались нами ранее.
Приведём образец оформления некоторых документов личного характера.
В заявлении (приведены образцы разных вариантов оформления) используют конструкции: прошу разрешить; в связи с тем, что; на основании того, что… и т.д.
Каждый документ имеет определённую текстовую форму. Заявление имеет форму линейной записи. К реквизитам заявления относятся: адресат, наименование заявителя, наименование жанра документа, текст с необходимой аргументацией (возможен список документальных приложений), подпись заявителя, дата. Фамилия заявителя может быть оформлена в форме родительного падежа как с предлогом от, так и без него. Следует помнить, что предлог от необходим в случае, когда не указывается фамилия адресата, а заявитель (адресант) – женская фамилия. Написание слова «заявление» также вызывает затруднение – с какой буквы писать это слово. Традиция признаёт написание и с прописной, и со строчной буквы. Точку можно ставить, потому что «заявление» пишется со строчной буквы и входит в состав первого предложения. Точку можно не ставить, т.к. слово «заявление» вынесено в отдельную графу, т.е. является своеобразной рубрикой.
Приведём два варианта оформления заявления:
I вариант: Декану факультета МГТУ «Станкин»
Петрову И.И.
студента 1 курса Иванова И.И.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне досрочную сдачу экзаменов в связи с запланированной командировкой в Германию для участия в студенческом съезде, посвященном проблемам экологии.
10.10.2009 Подпись И.И. Иванова
II вариант: Декану факультета МГТУ «Станкин»
Петрову И.И.
от студента 1 курса Иванова И.И.
Заявление
Прошу Вас разрешить мне досрочную сдачу экзаменов в связи с запланированной командировкой в Германию для участия в студенческом съезде, посвященном проблемам экологии.
10.10.2009 Подпись И.И. Иванова
Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие. Ключевое слово – доверяю. Схема: кто, кому, что. Обязательным элементом является подпись заверителя.
Доверенность
Я, студент 2-го курса механического факультета МГТУ «Станкин» Иванов Иван Иванович, доверяю получить стипендию за октябрь текущего года студенту 2-го курса механического факультета Васильеву Николаю Николаевичу (паспортные данные).
15.10.02 Подпись И.И. Иванова
Подпись (Иванова) удостоверяю должность, ФИО
Дата Печать
При поступлении на работу часто используются резюме и автобиография. Автобиография пишется от 1-го лица и содержит следующие сведения: факты биографии, работы, учебы.
Автобиография – это жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.
При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей речи. Одни автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (автобиографии А. Гайдара, К.И. Чуковского). Часто мы сталкиваемся с необходимостью написать автобиографию как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях неуместны эпитеты, метафоры и другие тропы, разговорная и просторечная лексика.
Приведём в качестве примера автобиографию писателя Пелевина:
Автобиография
«Я, Пелевин Виктор Олегович, родился 22 ноября 1962 г. в г. Москве. В 1979 г. окончил среднюю школу № 31. В 1979 г. поступил в МЭИ, который закончил в 1985 г. В 1987 г. поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 г. В 1989 г. поступил в Литературный институт им. Горького. С этого же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в г. Москве. В настоящее время работаю литературным редактором журнала «Москва». Женат. Воспитываю сына и дочь.
1 декабря 1993 г. Подпись
Резюме
Резюме – краткое письменное описание занимаемых в течение жизни должностей, мест работы и образования в хронологическом порядке.
Цель составления резюме – представить свою рабочую биографию наиболее выигрышно (и в тоже время объективно), для того чтобы получить желаемую работу. Резюме напоминает анкету, но предполагает большую свободу.
Запомните: работодатель может уделить вашему резюме не более 20-30 секунд. Поэтому ваша информация должна быть представлена в наиболее
сжатой и удобной форме.
Резюме составляется по следующей форме:
Фамилия, имя, отчество;
Дата и место рождения;
Семейное положение, если есть дети, указать дату их рождения;
Гражданство, адрес, телефон (домашний, служебный);
Должность, которую хочет получить соискатель;
Образование (перечень начинается с указания последнего учебного заведения, которое окончил соискатель, далее перечисление идет в обратном порядке);
Опыт работы (где и кем работал, перечисление идет в обратном хронологическом порядке);
Профессиональные навыки (знание языка, владение компьютером и пр.);
Возможные командировки;
Личные качества (ответствен / ответственна, доброжелателен / доброжелательна, коммуникабелен / коммуникабельна);
Увлечения.
Дата составления Подпись
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1