3.9 Речевой этикет в документе
В деловой сфере общения важно строгое соблюдение этикетных норм. Этикет – установленный порядок поведения. Деловой этикет – это порядок поведения при деловом общении. В основе правил делового этикета лежит: вежливое, уважительное и доброжелательное отношение к деловому партнёру; соблюдение субординации; умение говорить «да» или «нет»; терпимость к чужому мнению; умение признать свои ошибки и умение использовать в споре аргументы. Этикет – важнейший инструмент в достижении коммуникативной цели. В деловой переписке использование этикетных средств носит регламентированный характер.
Одним из таких средств является обращение, или апелляция к личности адресата. Наиболее общей формулой обращения является «Уважаемый господин… (фамилия)!». Восклицательный знак после обращения указывает на взволнованность, запятая же снижает эмоциональность. В письмах-приглашениях, извещениях допускается обращение по имени и отчеству: «Уважаемая Марина Петровна!». При обращении к лицам одного профессионального круга возможно обращение: «Уважаемые коллеги!». В конце текста, перед подписью, должна быть заключительная формула вежливости: «С уважением…». Однако следует исключить так называемую ложную вежливость – вычурные выражения «Не откажите в любезности…»; «Будьте так любезны…».
Местоимение я употребляется только в докладных и объяснительных записках. Местоимение он тоже не используется. При формулировке просьб, запросов, предложений, мнений принята форма выражения от первого лица множественного числа (Представляем на рассмотрение).
Служебные документы должны быть нейтральны по тону, их тональность должны определять корректность и оптимизм. Убедительность делового послания, его воздействующая сила зависят от выбранной формы и стиля.
В функции этикетных средств могут выступать вводные слова, указывающие на отношение автора к предмету сообщения (К сожалению, доля продукции Вашего предприятия в объёме нашей реализации составляет лишь 7%...).
Использование этикетных средств позволяет смягчить категоричность высказывания. Например, отказ, смягчённый этикетными формулами вежливости, оставляет открытой возможность дальнейшего сотрудничества. С помощью этикетных средств, а также образности можно снять чрезмерную официальность, сухость послания, разнообразить интонационный рисунок текста, придать речи при необходимости экспрессивные оттенки.
Итак, выбор этикетных средств обусловлен, в первую очередь, коммуникативной целью послания. Однако никакой список рекомендованных выражений не позволит полностью решить проблему официального речевого этикета. Только культура, такт и объективность в оценке тех или иных производственных ситуаций могут подсказать правильный подбор слов и выражений, разновидности текста, отличающегося от текстов других стилей синтаксической усложнённостью за счёт многокомпонентных словосочетаний, параллельных конструкций и однородных рядов.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1