1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
В зависимости от формы обмена информацией выделяют две формы речи: устную и письменную. Обе формы находятся в единстве и одинаково важны в жизнедеятельности человека. В условиях коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, а устный записан.
Устная речь – это звучащая речь. Она создаётся с помощью звуковых волн, связана со сложной деятельностью органов произношения человека и поэтому обладает большими интонационными возможностями. В устной речи особое место отводится логическому ударению, произношению, паузе. Устная речь может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений.
Устная речь может быть подготовленной и неподготовленной. Первая отличается продуманностью, чёткой структурной организацией, при этом она не похожа на книжную речь. Неподготовленная устная речь отличается спонтанностью, в речи много пауз, слов-заменителей (так, значит, гм) и встречаются разного рода ошибки.
Формы устной речи – это монолог, диалог, полилог. Монологическая речь – это сообщение с целью воздействия на аудиторию. Выделяют три типа монологических речей: информационные, убеждающие и побуждающие. Информационная речь – это доклад, выступление, сообщение. Убеждающая речь – это напутствия, поздравления. Побуждающая речь – это, например, речь на митинге, при помощи которой оратор призывает слушателей к каким-либо действиям, актам.
Устная монологическая речь, как и любой законченный текст, состоит из трёх частей: вступления, основной части, заключения. Перед выступлением, перед беседой определяется тема, предмет речи. Они соотносятся с конкретной речевой ситуацией. Заключение – итог речи, где содержатся выводы и пожелания. В основной части раскрывается тема сообщения. Для этого важны логические формы изложения – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Существуют различные способы изложения материала в тексте (индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, концентрический, исторический, аналогический) и типы связи предложений в тексте (параллельная, последовательная и др.).
Диалог – это процесс взаимного общения со сменой ролей и обменом репликами. Выделяют информационный и интерпретационный диалоги. Информационный возникает тогда, когда у собеседников к началу общения есть разрыв в знаниях. В интерпретационном диалоге знания примерно равны, но получают разное толкование. Для диалога важно соблюдение причинно-следственных связей, поиск общей темы, настроенность на разговор и примерно одинаковый уровень речевой культуры.
Полилог – разговор между несколькими лицами. Количество говорящих не является дифференциальным признаком оппозиции «диалог / полилог». Полилог представляет собой жанр разговорной речи, в котором ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают максимальное отражение в содержательно-смысловой структуре полилога. Признак равной речевой активности участников коммуникации предусматривает промежуточные формы, в которых реактивная роль собеседников градуируется (от позиции говорящего до позиции наблюдателя). В полилоге необходимо соблюдать этикетные правила, совпадающие или различающиеся в разных социумах. Например, у некоторых народов в разговор родственников по крови не имеют права вступать свойственники.
Одно из главных свойств устной речи – необратимость, поступательность, линейный характер развёртывания во времени. Нельзя вернуться к какому-то моменту ещё раз. Говорящий одновременно думает и произносит, поэтому устной речи свойственна фрагментарность. Говорящий выделяет нужные слова, повторяет важные моменты.
Письменной речи присущ книжный стиль. Письменная речь строится по нормам литературного языка, и их нарушение недопустимо.
Основная функция письменной речи – фиксация устной речи, чтобы сохранить её в пространстве и во времени. Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение невозможно.
Основное свойство письменной речи – способность к длительному хранению информации. Письменная речь развёртывается не во временном, а в статическом пространстве, что даёт возможность пишущему обдумать текст, возвратиться к нему ещё раз, перестроить текст или часть его. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, употребление обособленных оборотов, отыменных предлогов, вводных слов.
Текст письменной речи, как и устной, строится по своим законам. Предмет и тема речи, запросы адресата и требования момента диктуют те или иные формы, способы и композиционные типы изложения текста. Логическое изложение текста представлено следующими композиционными типами: индуктивным, дедуктивным, концентрическим, ступенчатым и историческим.
Дедуктивный способ основан на движении мысли от общего к частному. Индуктивное построение начинается с отдельных, конкретных примеров, из которых выводятся обобщения. При ступенчатом способе последовательно переходят от одного вопроса к другому без возвращения к тому, что уже изложено. Если после первоначального, поверхностного рассмотрения вопроса переходят к его повторному, более конкретному и глубокому анализу, то способ развёртывания речи называют концентрическим. Исторический метод подразумевает изложение материала в хронологической последовательности.
Среди композиционно-речевых форм различают повествование, описание, рассуждение, определение, доказательство, размышление и др. Повествование характеризует развитие действия или состояния без детального комментария, но в динамике. Описание отмечает признаки в статике. Рассуждение – это обобщённое представление авторской точки зрения, логически упорядоченного изложения суждений. При размышлении прослеживается извилистый путь, ведущий к истине через противоречия, сомнения, раздумья.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1