logo
Учебно-метод

5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении

Разговорная речь имеет ещё одну особенность – использование языка мимики и жестов, которые называются невербальными средствами общения. Учёные установили, что при общении преобладают жестикулярно-мимические средства. По подсчётам одного из специалистов, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов (зафиксировано их почти миллион). Язык мимики и жестов выражает чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мимика позволяет лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Каждый из участников беседы должен уметь «расшифровывать», «понимать мимику» собеседника. В связи с этим рекомендуется изучить своё лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Чтобы мимика была выразительной, следует систематически произносить перед зеркалом разнообразные по эмоциональности фразы (печальные, весёлые, смешные, трагические, презрительные, доброжелательные), следить, как изменяется мимика и передаёт ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция собеседника также может сказать о многом. В русском языке существует немало устойчивых выражений, называющих тот или иной жест и выражающих состояние человека: опустить голову; развести руками; погрозить пальцем и т.д. По своей функции жесты делятся на указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические, механические. Особый интерес представляют символические жесты, они условны. Но некоторые из них имеют вполне определённое значение, например, жест отказа – отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперёд, сопровождаемые соответствующими фразами (Не надо, не надо, прошу вас).

Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются в разные стороны (Это совершенно разные темы…).

Жест объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук (Давайте объединим усилия!).

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер: кручение пальцем вокруг виска, что означает «из ума выжил». Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателя.

Лидер по натуре, здороваясь, подаёт руку ладонью вниз, а мягкий, безвольный человек – ладонью вверх. Сжатые за спиной руки говорят об уверенности и превосходстве. Руки на бёдрах, широкая постановка ног – жест готовности, агрессии. Скрещенные на груди руки как бы создают заслон, ограждают человека от неприятностей. Кивок головой означает согласие, повороты головой влево-вправо – несогласие, махание кистью руки – прощание.

Указательные жесты обычно сопровождаются указательными местоимениями (тот, этот, там, тут, туда, сюда). Злоупотребление указательными жестами свидетельствует о недостаточной воспитанности человека, например, обращаясь к кому-либо с просьбой, показывают на него пальцем: «Ты (указательный жест), девочка, пересядь в первый ряд».

Изобразительный жест показывает размер, величину, форму того, о чём идёт речь, изображает, как выполнять то или иное действие: «Я забыла (показывает, как расчёсывают волосы) дома». Изобразительные жесты могут указывать и на бедность лексического запаса говорящего, на его повышенную эмоциональность, на неуверенность в том, что адресат всё понимает.

Символические жесты связаны с абстракцией, их содержание понятно только определённому коллективу. Поэтому человек, общающийся с представителями разных народов, должен знать эти тонкости. К символическим жестам относятся жесты прощания, приветствия, утверждения, отрицания, призыва к действию: пожатие рук, покачивание соединёнными ладонями, снять или приподнять шляпу, слегка наклонить голову, делать поклон.

Жесты, передающие волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досаду, недоумение, растерянность, замешательство, называются эмоциональными. Многие из них закреплены во фразеологических оборотах (развести руками; указать на дверь).

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они подчёркивают логическое ударение, замедление или ускорение речи. Например, произнося пословицу «За твоим языком не поспеешь босиком», производят частые движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Механические жесты считаются производящими неблагоприятное впечатление на слушателя. Некоторые выступающие имеют привычку потирать кончик носа, дёргать себя за ухо, поправлять галстук, вертеть пуговицу и т.д.

К невербальным средствам относится и поза оратора. Умение принимать правильную позу в ситуации общения свидетельствует о профессионализме выступающего. Умение держаться перед аудиторией придаёт оратору уверенность, способствует установлению контакта с аудиторией.

Таким образом, то, о чём оратор говорит, заслуживает ровно столько уважения и доверия, сколько он сам вызывает своим внешним видом, создаваемым путём использования тех или иных (дополнительных к словесным или заменяющих словесные) невербальных средств передачи той или иной информации.