1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
Специфической формой взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности является общение, или коммуникация. Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой вид деятельности. Вопросами коммуникации занимаются философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи, поскольку человеческое общение на две трети состоит из речевого: как образуется речь и как она воспринимается, каковы коммуникативные установки, какие факторы затрудняют общение и какие повышают его эффективность.
Основными единицами речевого общения являются речевая ситуация, речевое событие, речевое взаимодействие.
Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Как известно, высказывание делается в определённом месте в определённое время и имеет определённый набор участников: говорящий и слушающий. Элементами речевой ситуации являются говорящий, слушающий, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, правильно толковать высказывание, уточнять его цель (просьба, совет, угроза, возмущение, порицание и т.д.).
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения: публичные дискуссии, светские беседы, диалоги на экзаменах, приём у врача и т.д. Высказывание может иметь как прямой смысл, так и прагматическое значение в зависимости от речевой ситуации. Например, фраза «До скорого» может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Всё будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро всё узнаешь».
Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Фразу «Я приду завтра» можно истолковать как обещание, утверждение, объявление, угроза. Косвенные высказывания широко используются в речи, но их смысл становится понятным только в контексте речевой ситуации.
Речевое событие – это законченное целое со своей формой, структурой, границами. Таковым можно считать урок, собрание, заседание, конференцию, разговор в булочной, в метро и т.д.
Речевое событие составляют два главных компонента: 1) словесная речь – то, что говорится, и то, что её сопровождает (жесты, мимика, движения взгляд и др.); 2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).
Первый компонент, или живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от фр. discours – речь). Дискурс – это речь, «погружённая в жизнь». При производстве дискурса происходит преобразование исходного (базового) состояния языковой системы под влиянием коммуникативного базиса, и система принимает иное (фазовое) состояние. О втором компоненте, о речевой ситуации, уже говорилось выше. Таким образом, речевое событие складывается из суммы дискурса и речевой ситуации.
Речевое взаимодействие – это, с одной стороны, говорение, процесс порождения речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, её декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование на неё (вербально или мимикой, жестами, поведением). Речевое взаимодействие строится на определённых принципах. Принцип последовательности предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции: вопрос предполагает ответ, приветствие – приветствие, просьба – принятие или отклонение и т.д.
Принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими (согласие или несогласие) ответными репликами. Согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами и отсрочено паузой, которая служит своего рода индикатором отклоняющих ответов.
Принцип кооперации указывает на готовность партнёров к сотрудничеству. Соблюдению этого принципа способствует применение конкретных постулатов, которые делятся на четыре категории: категория количества связана с объёмом информации, категория качества предполагает истинность высказывания, категория отношения связана с релевантностью (со смысловым соответствием между информационным запросом и полученным сообщением) и категория способа связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.
Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда правил: правило такта, правило великодушия, правило одобрения, правило скромности, правило согласия, правило симпатии. Американский философ П. Грайс называет эти правила максимами, или коммуникативными обязательствами говорящего по отношению к адресату, которые не ограничиваются названными выше. П. Грайс считает, что успешное сотрудничество говорящего и слушающего обеспечивается соблюдением целого ряда максим, например, максимы качества (говори правду), максимы количества (говори не больше, но и не меньше того, чем это нужно для понимания), максимы отношения (не отклоняйся от темы), максимы манеры, или способа (говори ясно, последовательно, точно, вежливо).
Названные принципы (максимы) составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение сторон в ходе коммуникативного акта. Применение указанных принципов позволяет более успешно организовать речевое взаимодействие, повысить его эффективность, гармонию взаимоотношений говорящего и слушающего, под которой во все времена понимали риторический идеал, или сократический идеал.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1