4.4 Оратор и его аудитория
Слово «оратор» появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить». Близкие ему по значению слова и словосочетания вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить подчёркивают, что оратор – это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно. Сегодня под словом «оратор» мы понимаем, во-первых, лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия; во-вторых, лицо, произносящее речь, выступающее, говорящее перед аудиторией, а также человека, обладающего даром произносить речи. Сам термин «оратор» не имеет качественной характеристики, поэтому нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, выдающийся оратор, блестящий оратор.
Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон называл три типа. К первому типу он относил «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». По его мнению, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца». Ко второму типу принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, всё разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной и сжатой речи». Третий тип ораторов Цицерон охарактеризовал как «средний и умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых».
К современным ораторам предъявляются определённые требования. Человек, выступающий с трибуны, должен быть высоконравственной личностью, ведь его слово может оказать влияние на судьбы людей, помочь им принять то или иное решение в жизни. Речи оратора должны быть направлены на достижение нравственных целей, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.
Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомлённым в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом. Он обязан хорошо знать предмет своей речи, только тогда он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.
Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков (навык отбора литературы, навык изучения отобранной литературы, навык составления плана, навык написания текста речи, навык самообладания перед аудиторией, навык ориентации во времени) и умений (самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно излагать материал, отвечать на вопросы слушателей, устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией).
Слово «аудитория» имеет прямую связь с латинскими словами audire «слышать» и auditor «слушатель». Аудитория определяется как пространственно расположенная группа людей, объединённых интересом к предмету высказывания и взаимодействующих с оратором и друг с другом в процессе восприятия речевого сообщения. Это сложная социально-психологическая общность людей с своеобразными особенностями коллективных переживаний.
Хорошее знание аудитории, в которой предстоит выступать, умение учитывать её состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить контакт со слушателями, добиться успеха в общении.
К основным характеристикам аудитории относится прежде всего степень её однородности / неоднородности, которая определяется социально-демографическими признаками слушателей. К ним относятся: национальность, пол, возраст, образование, профессиональные интересы, жизненный опыт и т.п. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать оратору.
Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Поведение слушателей и их реакции в большой и маленькой аудитории различны: большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих. В маленькой же аудитории от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непосредственного диалога, умения вовлечь в разговор всех присутствующих.
Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определённом эмоциональном настрое слушателей. Одни из них бессознательно повторяют действия окружающих (заражение), другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих (подражание), на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих (конформизм). В результате действия этих механизмов в аудитории создаётся общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и аудиторией.
Важная характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Психологи выделяют три группы мотивов: мотивы интеллектуально-познавательного плана (слушателю интересно, он хочет расширить свои знания), мотивы морального плана (слушатель обязан присутствовать), мотивы эмоционально-эстетического плана (оратор доставляет удовольствие).
Итак, говоря об ораторе и его аудитории, мы подразумеваем участников речевого общения, успешность сотрудничества которых зависит и от говорящего, и от слушателя. Но в центре внимания оказывается оратор, который должен соответствовать риторическому идеалу. Под риторическим идеалом понимают гармонию взаимоотношений оратора и аудитории. Такой идеал воплотили в себе Демосфен и Сократ, Платон и Цицерон, Ломоносов и Ключевский, Кони и Плевако, Сахаров и Лихачёв и др.
Важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт с аудиторией, который возникает на основе совместной мыслительной деятельности оратора и слушателя. На установление контакта способствует ряд факторов: актуальность обсуждаемого вопроса, личность оратора, особенности аудитории.
Существуют некоторые правила произнесения речи:
– говорить достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора;
– избегать монотонности, попеременно повышая или понижая голос;
– не говорить слишком быстро (скороговоркой) или, наоборот, слишком медленно – следует замедлять или ускорять темп речи в зависимости от её содержания, придерживаясь в основном среднего темпа;
– не переводить слишком громко дыхание;
– делать время от времени логические, оправданные паузы, особенно после важной информации, предоставляя слушателям возможность глубже осознать её и подчёркивая её значимость;
– не вытирать постоянно лицо платком;
–не злоупотреблять жестами, используя их в основном лишь в эмоциональных местах речи;
– не демонстрировать слишком обильную мимику, а также не допускать её полного отсутствия;
– не расставлять широко ноги, не переступать постоянно с ноги на ногу, не стоять на одной ноге;
– не смотреть постоянно в одну точку или на потолок, а равномерно обозревать всех своих слушателей;
– не расхаживать перед аудиторией.
Наряду с соблюдением указанных правил необходимо стараться избегать типичных недостатков ораторской речи. К ним относятся:
Бедность словаря. Выступающий постоянно повторяет многие слова в своей речи. Это свидетельствует о слабой образованности и низком интеллектуальном уровне оратора. Словесное однообразие, банальность стиля наводят на мысль, что и содержание речи тоже банально.
Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах разного духовно-нравственного достоинства нужно говорить, используя разные стили, т.е. о делах ничтожных нельзя говорить высоким стилем, о важных – низким, о печальных – весёлым.
Длинноты. Слишком длинные замысловатые рассуждения, доказательства, описания подлежат сокращению, а сложные предложения, состоящие из 4-5 и более простых предложений, – разбивке на 2-3 предложения.
Излишняя краткость. Оратор, опуская какую-то информацию, что-то необоснованно не договаривая, делает своё выступление не совсем понятным для слушателей. Излагая ключевые мысли, рассуждая, оратор должен дать пояснения, подчеркнуть суть своих высказываний.
Неясность речи могут вызвать и малоизвестные иностранные слова, и узкопрофессиональные термины, и устаревшие слова. Если их избежать нельзя, нужно кратко объяснить их значения.
Момент неблагозвучия. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз – слов-паразитов, повторов слов, не несущих информации.
- Введение
- Уфимский государственный нефтяной технический университет учебный план
- Выписка из государственного образовательного стандарта:
- Учебная рабочая программа
- 3 Трудоёмкость дисциплины по видам учебных занятий
- 4 Содержание дисциплины
- 4.1 Разделы (темы) дисциплины и виды занятий (в часах)
- 7.1 Виды срс
- 7.4 Перечень тем разделов программ, рекомендуемых студентам для самостоятельного изучения
- 8.2 Дополнительная литература
- 8.3 Учебные пособия кафедры:
- 10.1 Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. С перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу)
- I Теоретические основы Предисловие
- Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка
- 1.3 Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- 1.4 Устная и письменная разновидности литературного языка
- 1.5 Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- 2. Функциональные стили современного русского языка
- 2.1 Взаимодействие функциональных стилей
- 2.2 Научный стиль
- 2.3 Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
- 2.4 Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
- 3. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие
- 3.1 Языковые формулы официальных документов
- 3.2 Приёмы унификации языка служебных документов
- 3.3 Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
- 3.4 Язык и стиль распорядительных документов
- 3.5 Язык и стиль коммерческой корреспонденции
- 3.6 Язык и стиль инструктивно-методических документов
- 3.7 Реклама в деловой речи
- 3.8 Правила оформления документов
- Объяснительная записка
- Расписка
- 3.9 Речевой этикет в документе
- Публицистический стиль
- Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
- Языковые средства в публицистическом стиле
- 4.3 Особенности устной публичной речи
- 4.4 Оратор и его аудитория
- 4.5 Основные виды аргументов
- 4.6 Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи
- 4.7 Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов
- 4.8 Словесное оформление публичного выступления
- 4.9 Понятность, информативность и выразительность публичной речи
- 4.10 Средства речевой выразительности
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка
- Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов
- 5.2 Роль внеязыковых факторов в речевом общении
- 6. Культура речи
- 6.1 Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
- Орфоэпические нормы
- 6.1.2 Грамматические нормы
- 6.1.3 Синтаксические нормы
- Пунктуационные нормы
- 6.1.5 Стилистические и лексические нормы русского языка
- II Методические указания для студентов
- Вариант билета для дифференцированного зачёта
- Л.Н. Толстой
- Образец ответа на вопросы билета №1
- 2. Практические задания:
- Л.Н. Толстой
- 3. Критерии оценки знаний студентов при билетной форме контроля
- 4. Учебно-методические указания по выполнению итоговой контрольной работы
- 5. Образец выполнения контрольной работы
- Тестовые задания
- Критерии оценки знаний студентов при тестовой форме контроля
- Материалы для самостоятельной работы студентов
- 1. Контрольные вопросы
- 2. Задания для самостоятельной работы Вариант 1
- Вариант 2
- Вариант 3
- 3. Литература, рекомендуемая студентам для использования при самостоятельной работе
- 4. Словари
- 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1